Пользовательского поиска
|
преданного им человека, спешащего на
любовное свидание” [8, 375]. М. Булгаков неоднократно подчёркивает тот факт,
что Иуда не задумывается о том свободен он или нет. Всё внимание персонажа
приковано к самому себе. Он наделён внешностью благостного красавца:
“...молодой, с аккуратно подстриженной бородкой человек в белом чистом кефи,
ниспадающем на плечи, в новом праздничном голубом таллифе с кисточками внизу и
новеньких скрипящих сандалиях” [5, 583]. Согласно символике цветов, приводимой
в книге П. Флоренского “Столп и утверждение Истины”, можно говорить о том, что
Иуда действительно простодушен и наивен, искренне радуется тридцати
тетрадрахмам. Единственное, к чему стремится персонаж — любыми средствами стать
богатым: “У него одна страсть... Страсть к деньгам” [5, 578]. Автор “Мастера и
Маргариты” намеренно одел Иуду в бело-голубые, такие же, как и на Иешуа,
одежды. Тем самым бродячий философ, одетый в рваньё, но с чистой свободной
душой, противопоставляется Иуде, внешняя красота которого по контрасту оттеняет
безобразие души этого персонажа, лишённого свободы. В сцене убийства Иуды М.
Булгаков вновь обращает внимание читателя на причину смерти персонажа,
используя символический образ Истины — Луны. “Левая ступня попала в лунное
пятно, так что отчетливо был виден каждый ремешок сандалии” [5, 588]. Иными словами
эту фразу можно трактовать так: для героя самым важным в жизни было стремление
к красивым вещам и одежде, к богатству любыми путями, что в соединении с
предательством привело к смерти.
Завершая разговор о существовании или
отсутствии свободы у героев “евангельских” глав романа “Мастер и Маргарита”
можно сделать следующие выводы:
1.
М.
А. Булгаков наделил только один образ изначальной и исключительной свободой.
Это — бродячий философ, проповедник Истины — Иешуа Га-Ноцри. Свобода героя
обусловлена его искренней верой в справедливость и доброту всего человечества,
желанием помочь людям.
2.
Левий
Матвей обретает свободу благодаря знакомству с Иешуа, учеником которого
впоследствии становится, а после гибели Га-Ноцри своими действиями утверждает
завещанные ему принципы. Именно это позволяет утверждать, что Матвей, пройдя
сложный эволюционный путь, становится свободной личностью.
Понтий Пилат и Иуда из Кириафа, будучи предателями, изначально лишены свободы. Однако, прокуратор Иудеи, осознав свою вину и искренне