Пользовательского поиска
|
слишком замкнут, и окончательно
потерял веру в людей. Ведь нельзя же, согласись, поместить всю свою
привязанность в собаку. Твоя жизнь скудна, игемон, — и тут говорящий позволил
себе улыбнуться...” [5, 291]. В данном случае, кроме самих слов, которые сами по
себе уже много значат, очень важным, мне кажется, является последнее действие
арестованного: “...позволил себе улыбнуться...” Что это — насмешка, ирония?
Нет. Улыбка Иешуа — улыбка сожаления, сочувствия человеку, лишенного свободы.
Улыбка является своеобразным катализатором свободной личности. На протяжении
всего романа прокуратор никогда не улыбается, что подчёркивает несвободу
персонажа. Иешуа видит в Пилате пусть несчастного, но человека. А то, что
прокуратор сохранил человеческие качества, о которых бродячий философ знал так
же, как и о болезни, на мой взгляд, свидетельствуют слова самого арестованного.
Пожелав поделиться новыми своими мыслями, интересными для прокуратора, он
говорит: “...ты производишь впечатление очень умного человека” [5, 291]. Именно
двойственность (амбивалентность) героя: Понтия Пилата — человека и прокуратора
— лишает его свободы.
Да, трагедия Пилата заключается в том,
что он сам себе не принадлежит. Он — исполнитель власти “великого кесаря”. В герое
постоянно происходит борьба двух “Я”: прокуратора Иудеи и Понтия
Пилата-человека. Эта борьба ярко показана М. Булгаковым через психологические
портретные зарисовки, в которых изображены ежеминутные изменения внешности
прокуратора во время и после допроса бродячего философа Иешуа Га-Ноцри.
С каждой минутой общения с Иешуа
Понтий Пилат убеждается, удивляясь, с одной стороны неординарностью личности
бродячего философа, а с другой — его полной невиновности. Прокуратор уже для
себя решил, как поступить с этим человеком, который, без сомнения,
заинтересовал его. В голове Пилата проносятся мысли: “Игемон разобрал дело
бродячего философа... и состава преступления в нем не нашел... смертный
приговор Га-Ноцри... прокуратор не утверждает. Но... удаляет Иешуа из Ершалаима
и подвергает его заключению в Кесарии Стратоновой, то есть именно там, где
резиденция прокуратора” [5, 294]. Понтий Пилат, наверняка, уже представлял
себе, как, уехав в свою резиденцию, будет бродить с этим странным человеком,
Иешуа Га-Ноцри, по тенистым аллеям парка дворца и вести свой бесконечный спор о
добре и зле, о Царстве Истины. Иначе говоря, Понтий Пилат мечтает о собственной
свободе, свет которой он увидел на горизонте в виде учения бродячего философа.