Пользовательского поиска
|
Булгаков трактует этот образ иначе. В
романе — это Человек, хотя и наделенный необыкновенными способностями. Недаром
антипод и вечный оппонент прокуратор Иудеи Понтий Пилат считает Иешуа великим
врачом: “Сознайся, — тихо по-гречески спросил Пилат, — ты великий врач? — Нет,
прокуратор, я не врач, — ответил арестант...” [5, 291]. Показать Иешуа, прежде
всего, человеком — главная задача
писателя, который, судя по рукописям ранних редакций, стремился сделать это как
можно безапелляционно, т. е. так, чтобы у читателя не возникло даже малейшего
ощущения Божественного происхождения персонажа. В этом легко убедиться,
прислушавшись к выводам, которые делает Л. Яновская после изучения текстов
ранних рукописей романа: “...Иешуа знает о болезни Понтия Пилата, смерти Иуды,
но не знает о своей судьбе. В нем нет божественного всеведения. Он человек.
Человечность героя обостряется автором от редакции к редакции” [26, 87]. Иешуа
удивительно реален. Он предстает самым, что ни на есть, земным, таким же
смертным, как и все живущие на Земле люди. А между тем, по мнению И.
Виноградова “...Иешуа в романе М. Булгакова — это тот, кто, судя по всему,
возглавляет “ведомство добра” в потустороннем мире булгаковской вселенной, — во
всяком случае, обладает правом прощать, и наделён такими полномочиями, что сам
Воланд, словно соблюдая какой-то свыше установленный порядок, называет (Иешуа —
В. Д.) так, как называют Бога [7, 367].
Иешуа Га-Ноцри — “универсальный” образ
“евангельских” глав “Мастера и Маргариты”. Вокруг этого, изначально абсолютно
свободного человека разворачиваются все события. Для доказательства абсолютной
свободы персонажа М. Булгаков использует цветовую символику: Иешуа “...был одет
в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой
повязкой с ремешком вокруг лба...” [5, 285], что говорит о его простоте,
невинности, нравственной чистоте. Иешуа является связующим звеном между
прокуратором Иудеи Понтием Пилатом — Левием Матвеем — Иудой из Кириафа. Именно
Иешуа Га-Ноцри позволяет увидеть других героев через призму свободы —
несвободы.
Центральный и самый сложный по своему драматизму персонаж “евангельских” глав романа — римский прокуратор Иудеи Понтий Пилат. Создавая образ Пилата, М. Булгаков использует всю гамму художественных приёмов. Насколько Иешуа Га-Ноцри, не имеющий ничего, абсолютно свободен, — настолько Понтий Пилат, наделенный огромной государственной властью, этой свободы лишен. Во время допроса Иешуа говорит так об этом: “Беда в том, что ты