Пользовательского поиска
|
созерцание, красный “провозглашает
любовь, страдание, могущество, справедливость, кристаллически-прозрачный
олицетворяет беспорочную чистоту, зелёный — надежду, жёлтый “означает испытание
страданием, серый — смирение, чёрный — скорбь, смерть или покой...” [21, 481].
Через использование цветовой символики, построенной на ассоциативном
восприятии, автору “Мастера и Маргариты” удаётся точнее и глубже передать
внутренний мир героя, а так же обнаружить у него свойства свободного или
несвободного человека. Подробнее об этом позже.
Действия в романе “Мастере и
Маргарите” переносят читателя то в Москву 20 – 30 годов ХХ века, современное
для автора романа время, то в “ветхозаветный” Ершалаим и его окрестности,
возвращаясь тем самым на две тысячи лет назад. Для какой цели Михаил
Афанасьевич сравнивает события и людей, между которыми полегли столетья? Я
глубоко убеждён, что писатель хотел тем самым показать повторяемость проблем,
их вечностный характер. Определяя жанр романа “Мастера и Маргариты”, можно с
уверенностью сказать, что это роман философский, так как проблемы, поднятые в
произведении, носят не только социальный, политический, бытовой, но и, в
большей степени, философский характер. К таким проблемам, наверняка, можно
отнести проблему свободы и несвободы, актуальной в любые времена.
Михаил Булгаков использует различные
художественные средства и приёмы для раскрытия этой проблемы. Я бы выделил
несколько основных, средств и приёмов писателя. Прежде всего, приёмы,
раскрывающие психологию: внутренние монологи, диалоги, сны героев, портретные
зарисовки, наконец, антитеза, подчёркивающая амбивалентность, то есть
двойственность персонажа, и образы-символы.
Из главных действующих лиц
“евангельских” глав романа “Мастер и Маргарита” я бы выделил четверых, в жизни
которых проблема свободы сыграла особенную роль. Это Иешуа Га-Ноцри, прокуратор
Иудеи Понтий Пилат, Левий Матвей и Иуда из Кириафа.
Иешуа Га-Ноцри — бродячий философ, “...проповедник, пытающийся убедить людей в Истине, в которую он верит всем своим сердцем” [5, 367]. Этот герой романа появляется перед взором уже в первой главе, которая мысленно переносит читателя из Москвы 20 – 30 годов ХХ века в легендарный Ершалаим, преодолевая с легкостью временное пространство в две тысячи чет. Под именем Иешуа Га-Ноцри, конечно же, узнаётся Сын Божий Иисус Христос. Однако, М. А.