Пользовательского поиска
|
власти, между государством и
неверующими. Нельзя сказать, что в наше время эти проблемы обострены до
предела. Однако в общественной жизни страны в постсоветский период отчётливо
проявляются тенденции к конфронтации, претензии одних на исключительное положение
в государстве на правах “религии большинства”, “господствующей в данном регионе
религии”, попытка создания политических объединений по вероисповедальному
признаку для отстаивания интересов тех или иных религиозных организаций. Имеет
место также стремление использовать властные структуры государства для борьбы с
ведущими активную миссионерскую деятельность нетрадиционными для России
религиозными организациями: католицизмом, кришнаизмом, мунизмом и т. д.
Определённые проблемы возникают между
религиозными организациями и неверующими. Можно даже сказать, что на место
“воинствующего атеизма” приходят элементы “воинствующего клерикализма”, которые
проявляются в стремлении некоторых кругов религиозных организаций насильственно
навязать неверующим религиозные взгляды и нормы поведения. Подобные рецидивы
встречаются в деятельности Русской православной церкви, но особенно широкое
распространение получили в регионах традиционного распространения ислама,
ламаизма. Так в частности предпринимаются попытки поставить под вопрос светский
характер школьного образования через введение цикла учебных дисциплин, таких
как “Закон Божий”, “Основы религии”, изучение которых предполагает функции
катехизации, то есть привлечение к религии на основе разъяснения основ
вероучения. При этом игнорируется тот факт, что в данной школе, в данном классе
обучаются дети, родители которых придерживаются различных мировоззренческих
ориентаций, неверующие, представители различных вероисповеданий — ислам, иудаизма,
православия и т. д.
Правовой основой разрешения всех этих проблем в современном Российском обществе может служить соблюдение принципа свободы совести. Совесть — это категория этики, характеризующая способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. В самом общем виде принцип свободы совести означает признание права человека на самостоятельный выбор своих убеждений и возможность их проявления в действиях и поступках, не в ущерб другим людям и обществу в целом. Таким образом, постановка вопроса о свободе совести означает постановку вопроса о духовной свободе человека, о