Пользовательского поиска
|
социальная прослойка, или точнее,
сословие. В разных странах и регионах формирование этого сословия происходит не
одинаково. В одних странах жреческое сословие формируется как особое сословие
внутри знати, из которой выделяется группа семей, специализирующихся в данной
области, и передающая своё знание и социальное положение по наследству. В
других странах это сословие образует замкнутую касту, занимающую господствующее
положение в общественной жизни (например, брахманы в Индии).
Но и на данном этапе вряд ли следует
говорить об образовании религиозной организации как самостоятельного
социального института. Здесь ещё осуществляется тесное переплетение
хозяйственно-экономической деятельности, государственно-правового регулирования
и культовой практика. В раннеклассовых обществах храмы были собственностью
государства и в них накапливались огромные богатства. Жреческое сословие в
определённой степени является составной частью государственного аппарата. Но
экономическая мощь храмов и роль жречества как обладателя и распределителя
этого богатства создаёт основу для его автономии в рамках государства,
превращает жречество в своеобразное “государство в государстве”.
В исторической, социологической и
философской литературе довольно развёрнуто показана определяющая роль жрецов в
становлении государственной правовой системе общества. Однако, эта роль,
главным образом, связывается с тем, что жрецы были самым образованным слоем
раннеклассового общества. М. Вебер и Э. Дюркгейм убедительно показывали, что
ведущая роль жрецов определялась не только тем, что они были самым
образованными людьми своего времени, а той ролью, которую в общественной жизни
раннеклассового общества играл сакральный элемент. Государственно-правовая
регламентация в этих обществах являлась составной частью культовой системы.
Идеологическое регулирование носило синкретическую форму, включающую в себя,
наряду с моральными, и характер религиозного, и государственно-правового
регулирования.
По мере усложнения общественных отношений и представлений преобразуется и усложняется вся общественная система, в том числе и религиозная надстройка. Усложнение общественного сознания и социальных институтов, связанное также с усложнением религиозного сознания и культовой деятельности, привело к тому, что последние уже не могут функционировать в рамках прежних синтетических отношений и институтов. Постепенно вместе с