Пользовательского поиска
|
Более того, саму сущность ряда
социально-политических движений в некоторых регионах планеты невозможно понять
без учёта особенностей их идеологических религиозных обрамлений. Практика
развёртывающихся сегодня социально-политических движений, связанных с религией,
вновь подтверждает давнишнею противоречивую традицию. Социальный эффект и
политические последствия их деятельности не одинаковы, порою даже
противоположны. Здесь и связь с господствующими классами, освящение классового
неравенства, социального гнёта и развитие освободительных движений, в
специфической форме выражающих те или иные устремления народных масс.
Разумеется, это объясняется тем, что религия имеет широкую межклассовую основу;
как правило, её приверженцы принадлежат к противостоящим друг другу социальным
группам, классовым силам.
Следует отметить, что демократические
освободительные движения нередко руководствуются ненаучными иллюзорными
программами. Обращение радикальных, обладающих определённым
революционно-демократическим потенциалом, слоёв населения к религии усугубляет
остроту проблемы взаимоотношения религии и политики, делает необходимым её
углубленное и всестороннее рассмотрение. Поэтому всё дело в том, чтобы
объективно выявить действительную функцию религии в политических движениях, реальный
политический и идеологический смысл современной повышенной активности различных
кругов и направлений в религиозных организациях.
2.
Религиозные организации. Типы религиозных организаций
Первичным звеном института религии
является религиозная группа. Она возникает на основе совместного отправления
религиозных обрядов, то есть символических действий, в которых воплощаются те
или иные религиозные представления.
Историки свидетельствуют, что в первобытном обществе культовые действия были вплетены в процесс материального производства и общественной жизни и не выделялись в самостоятельный вид деятельности. Круг участников культовых действий совпадал с кругом участников трудовых и иных социальных действий. Поэтому религиозная группа по своему объёму совпадала с другими социальными группами — племенами, родом, соседской общиной и т. п. Одним из существенных признаков, отделявших один род или племя от другого, было