Пользовательского поиска
|
То, что одному представляется путём к
свободе, другой считает прямо противоположным этому. Почти все, к чему
стремятся люди, совершается во имя свободы”. И далее он продолжает: “Абсолютная
истина, а тем самым и полная свобода никогда не достигается. Истина вместе со
свободой находится в пути”. [Ясперс К. Истоки истории и её цель.// Ясперс.
Смысл и назначение истории. — М., 1994. — С. 166]. Свобода как предмет научного
познания не существует. Поэтому свободу нельзя определить твёрдо установленным
понятием.
Таким образом, требование определить
общечеловеческие ценности в соответствии с установленными в логике нормами
сопряжено с большими трудностями. Современная эпоха не только высветила роль
общечеловеческих ценностей, но и показала их противоречие и динамику, причём в
разных взаимосвязанных планах. Речь идёт о противоречиях в самой природе
общечеловеческих ценностей, о противоречиях между ними и конкретными
историческими явлениями и о разнородности в системе этих ценностей.
Понятию общечеловеческих ценностей как
регулятивной идее, идеалу, образцу противостоит представление о том, эти
ценности как таковые противоречивы по своей природе и не могут быть иными,
поскольку одно и тоже - всечеловеческое. Один и тот же масштаб применяется к
различным, в том числе взаимоисключающим явлениям. Ведь даже самые высокие
побуждения добра, блага могут обернуться злом для многих людей и всего
общества, когда они равным образом распространяются и на тех, кто способен
воспринимать добро и на тех, кто просто глух к нему, а использует призыв к
добру в эгоистических целях, для нанесения ущерба конкретным людям и обществу.
И всё же противоречивость
общечеловеческих ценностей не привела в истории к отказу от представления их в
качестве цельного, непротиворечивого идеала, то есть к признанию их
относительного характера, релятивизации. Во многом этого не произошло потому,
что релятивизации ценностей всегда сопротивлялись различные религии. В
религиозной интерпретации общечеловеческие ценности осмысливались как ценности,
имеющие божественную природу. Это очищало их от внутренних противоречий, хотя в
определённой мере акцентировало внимание на существовании противоречий между
ними и земной социальной реальностью.
Основываясь на подобной трактовке гуманизма представители различных религиозных организаций верующие и неверующие могут вести плодотворный