Пользовательского поиска
|
взглядов влияние сверхъестественных
сил, а строящей картину мира на научных основах. Особое значение в диалоге
верующих и неверующих занимает оценка нравственных основ сознания и поведения
неверующих. Верующие должны отказаться от предубеждений, что без веры в Бога
невозможна человеческая нравственность, признать возможность иных нерелигиозных
оснований нравственности: общественный договор, исторические условия,
общественное благо и т. д. Практика показывает, что неверующие люди в своём
большинстве не отвергают духовные ценности и не ставят над ними приоритет
материальных благ. Всё зависит от характера образования и воспитания индивида.
Хорошо воспитанный, высокообразованный человек независимо от своей
мировоззренческой ориентации, как правило, отдает приоритет духовным ценностям.
Различие между верующими и неверующими состоит не в том, признать или не
признать важную роль в жизни человека духовных ценностей, а в том, какую
интерпретацию дают они этим ценностям. Поэтому для поиска точек соприкосновения
между верующими и неверующими необходимо найти какие-то базисные основы
ценностных ориентаций, например, такой базисной основой могут быть ценности
гуманизма.
4.2. Гуманизм как
ценностная основа диалога верующих и не верующих
В философской и религиозной литературе
существует различные интерпретации понятия “гуманизм”. Исторически под
гуманизмом чаще всего понимали систему ценностных установок, направленных на
удовлетворение потребностей человека. В этом смысле понятие “гуманизм”
совпадало по своему назначению с понятием “человечности”, “человеколюбия”.
Гуманизм, как определённая система
ценностной ориентации и установок, доведённый до логического конца, получает
значение общественного идеала. В этом смысле гуманизм рассматривается как
высшая цель общественного развития и заключается в призыве создания необходимых
условий для полной реализации всех потенций, возможностей человека и общества,
достижения гармонии и социально-экономической и духовной жизни, наивысшего
расцвета конкретной человеческой личности. Другими словами, высшая цель
человечества заключается, очевидно, в достижении полного осуществления
принципов гуманизма как торжества человеческого начала.
Гуманизм в этом смысле не следует понимать односторонне, как только полную реализацию человеческого начала в духовной сфере, морально-нравственных отношениях. Гуманистическое начало неразрывно связано со всеми