Пользовательского поиска
|
Многообразие
религиозных организаций
1.
Вступление
Говорить о взаимоотношении политики и
религии — это значит, по существу, обсуждать особую, притом важную область
многообразных отношений личности и общества. С одной стороны, тут неизменно
встают сугубо интимные для каждого человека вопросы, касающиеся его личных
убеждений, взглядов, совести. С другой же стороны — неизбежно раскрываются
качественные характеристики данного общества, государственного строя, его
способность обеспечить демократические права своих граждан, исключить всякое —
правовое и практическое — насилие над их убеждениями, ущемление интересов
личности, народных масс, любое использование личных убеждений и взглядов в
ущерб их носителям, в ущерб социальному прогрессу. Уже сказанное позволяет понять,
что тут речь идёт о важнейшем показателе демократичности и гуманности общества.
Упомянутые вопросы тем более требуют
внимательного рассмотрения, что каждое общество, государство (точнее, правящие
круги) по-своему понимают, по-разному толкуют и, главное, осуществляют
практические действия в сфере взаимоотношения религии и политики. Именно
поэтому лишь тщательное и объективное изучение позволяет понять, чем вызваны
эти различные трактовки и действия, насколько они на деле демократичны и
гуманны, наконец, в чьих интересах они осуществляются. Например, без учёта
религиозного фактора трудно понять подоплёку ряда политических действий,
наблюдаемых сегодня в тех или иных странах, регионах и, даже в мировой
политике. Известно, например, что в разных районах планеты периодически
возникают острые социально-политические катаклизмы (например, в Латинской Америке,
Северной Ирландии, Индии), вплоть до военных действий (Иран – Ирак), где в
качестве ведущей причины (на поверхности событий) фигурируют религиозные мотивы.
Разумеется, более широко подобные явления наблюдались в прошлом. Достаточно вспомнить антикатолическое движение в Европе в XVI веке — Реформацию, которая была важным этапом борьбы буржуазии ряда европейских стран против феодализма. Все участвующие в движении Реформации силы (бюргерство, часть дворянства, стремящиеся ограничить власть церкви и присвоить её земельные владения, крестьянство) поднимали религиозное знамя, выступая при этом с определёнными политическими требованиями. Для