Пользовательского поиска
|
Гротеск в ранних произведениях Твена
Искусство
молодого Твена — это искусство гротеска. Но и гротеск бывает самый разный по
своим формам, да и по сущности. На мнимой авторской серьезности основывается
весь юмористический колорит рассказов молодого Марка Твена. В те времена
считалось, что литература непременно должна быть возвышенной, глубокомысленной
и подчеркивающей свое глубокомыслие, изысканной по языку, выстроенной в
согласии со строгими правилами и законами художественного повествования. А у
Твена попадались словечки грубоватые и просто жаргонные, изысканность
осмеивалась беспощадно, и сам рассказ больше всего напоминал небылицу или
анекдот.
Небылицы
и анекдоты обязательно требовали преувеличений, обстоятельств, выдаваемых за
подлинную, абсолютно достоверную реальность, явлений совершенно немыслимых, но
почитаемых истинными в каждой своей подробности.
Мы
читаем, как у коллежского асессора Ковалева исчез нос. Бедный Ковалев увидел
свой нос — подумать только! — в экипаже, который катит по улице. А когда на
почтовой станции подозрительного путника задержали, выяснилось, что нос уже
успел обзавестись паспортом. Выдумка? Конечно. Все это чистая фантазия. Гоголь
вовсе и не хочет, чтобы читатель даже на секунду заподозрил, будто имеет дело с
событием, хоть отдаленно правдоподобным. Может быть, все это только страшный
сон несчастного Ковалева, может быть, его бред, наваждение (“черт хотел
подшутить надо мною”) или просто какая-то необъяснимая загадка природы. Для
Гоголя это не так уж существенно. Важнее то, что вся жизнь, какой она
представлена в “Носе”, нелепа и страшна до последнего предела, перевернута с
ног на голову.
Впрочем,
гротеск совсем не обязательно требует нарушения логики, так, чтобы перед нами
возникал мир наизнанку. “Путешествия Гулливера” — тоже гротеск, очень
последовательный, и сама по себе каждая из книг “Гулливера” вполне логична,
надо только осознать и освоить условность самой ситуации, в которую нас
переносят.
Гротеск — удивительно многоликое явление. Он может страшить и забавлять, внушать отчаяние или чувство освобождения от пут осмеянной, уничтожаемой им действительности, он создает самые разные художественные формы: философскую трагедию и фарс, притчу и сатиру, нравоучительную сказку