Пользовательского поиска
|
Картина,
которая создавалась из многообразия наивных впечатлений "простаков",
была несовместима не только с "традицией благопристойности", но и с
официальной концепцией относительно совершенств американской цивилизации. Уже в
самом начале своей деятельности Твен распознал ее деспотическую сущность и
способность к разрушению нравственных первооснов человеческой личности.
В
его рассказах корруптирующему воздействию американского образа жизни
подвергаются не только дети (мальчик из рассказа "Возмутительное преследование
мальчика", (1870), с благословения и одобрения взрослых швыряющий камень
во всеми гонимого китайца, но и взрослые, в том числе даже закаленный в боях
редактор, чья бурная энергия (это прекрасное национальное качество)
оборачивается кровожадным стремлением к физическому истреблению конкурентов.
Пропущенные
сквозь наивное естественное сознание "простака", впечатления
американской жизни создавали представление о противоестественности
господствующего порядка вещей, о стране, в которой все поставлено на голову.
Все с большей определенностью Твен утверждает, что насилие над здравым смыслом,
над естественной природой вещей является законом духовной, интеллектуальной
жизни Америки.
Так,
Венера Капитолийская из произведения заурядного американского скульптора
превращается в античную статую, созданную неизвестным, но гениальным
художником, и в процессе этого преображения теряет нос, ухо и несколько пальцев
на руке ("Венера Капитолийская", 1869). Здесь великий Бенджамин
Франклин, который сделал столько "достопримечательного для своей страны и
прославил ее юное имя во многих землях", славится, прежде всего, как автор
"пошлых трюизмов, надоевших всем еще до Вавилонского столпотворения"
("Покойный Бенджамин Франклин", 1870). Здесь сапожники танцуют в
балете, артисты балета шьют сапоги ("Как я редактировал
сельскохозяйственную газету"), полицейский подвергает аресту не
преступника, а его жертву ("Чем занимается полиция", 1866).
В ходе эволюции "простака" заметным образом варьируется и сама тональность его бесхитростных рассуждений, в них все отчетливее слышится нота вполне осознанной едкой иронии. "Кто пишет отзывы о книгах? Люди, которые сами не написали ни одной книги. Кто стряпает тяжеловесные передовицы по финансовым вопросам? Проходимцы, у которых никогда не было