Пользовательского поиска

документаль­ного описания и карты; правового документа и дневниковых за­писей; мемуаров, писем и портрета той или иной личности.

Ученики придумывают вопросы к документам, составляют кроссворды, пишут собственные тексты, описывая события. После обсуждений, дополнений и исправлений тексты входят в главы ученического учебника. Это личностно значимый и понятный для учеников текст. К главам ученики придумывают вопросы и зада­ния, включают исторические карты и хронологические таблицы, родословные. Страницы иллюстрируются рисунками, пародиями и карикатурами.

Подобрать документы учителю помогают школьные хрестома­тии. Одни хрестоматии содержат только документы, другие — до­кументы, комментарии к ним и отрывки из научно-популярной литературы; третьи состоят из отрывков художественных и прочих литературных произведений. Учитель применяет те или иные хре­стоматии в зависимости от целей урока и решаемых на нем задач.

Работа с источниками организуется в старших классах. К та­ким источникам можно отнести научные труды историков, поли­тологов, экономистов, мемуары военачальников, руководителей государства, деятелей литературы и искусства, книги представи­телей русского зарубежья.

На уроке в кратком вводном слове учитель определяет задачи работы с таким произведением. Он называет дату его создания, цели или мотивы, кратко характеризует обстановку. Далее рас­крывает структуру произведения, его основные идеи, останавли­вается на значении для оценки исторических событий и явлений.

Вначале в классе проходит комментированное чтение научного труда в сочетании со словарной работой. Учитель ставит по тек­сту вопросы. Затем комментируется только сложный текст, а ос­тальной ученики изучают самостоятельно. Они ищут в тексте основные идеи и характеризуют их.

По заданию учителя ученики переходят к составлению просто­го и сложного планов, а затем к тезисам — логическому стержню произведения. Это письменное краткое изложение основных по­ложений источника без пояснений, иллюстраций и ссылок. В те­зисах преобладают общие положения. Сначала ученики пишут тезисы под руководством учителя, а затем самостоятельно. На основе одного и того же документа ученики составляют тезисы, учатся конспектированию.

Конспектирование — это сжатое письменное изложение основного содержания текста с выделением наиболее значимых его положений. Ученики наглядно видят, как план документа сначала наполняется основными положениями (тезисами), а затем факта­ми и

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики

Сочи-2014,новости спорта