Пользовательского поиска
|
документального
описания и карты; правового документа и дневниковых записей; мемуаров, писем и
портрета той или иной личности.
Ученики
придумывают вопросы к документам, составляют кроссворды, пишут собственные
тексты, описывая события. После обсуждений, дополнений и исправлений тексты
входят в главы ученического учебника. Это личностно значимый и понятный для
учеников текст. К главам ученики придумывают вопросы и задания, включают
исторические карты и хронологические таблицы, родословные. Страницы иллюстрируются
рисунками, пародиями и карикатурами.
Подобрать
документы учителю помогают школьные хрестоматии. Одни хрестоматии содержат
только документы, другие — документы, комментарии к ним и отрывки из
научно-популярной литературы; третьи состоят из отрывков художественных и
прочих литературных произведений. Учитель применяет те или иные хрестоматии в
зависимости от целей урока и решаемых на нем задач.
Работа
с источниками организуется в старших классах. К таким источникам можно отнести
научные труды историков, политологов, экономистов, мемуары военачальников,
руководителей государства, деятелей литературы и искусства, книги представителей
русского зарубежья.
На
уроке в кратком вводном слове учитель определяет задачи работы с таким
произведением. Он называет дату его создания, цели или мотивы, кратко
характеризует обстановку. Далее раскрывает структуру произведения, его
основные идеи, останавливается на значении для оценки исторических событий и
явлений.
Вначале
в классе проходит комментированное чтение научного труда в сочетании со
словарной работой. Учитель ставит по тексту вопросы. Затем комментируется
только сложный текст, а остальной ученики изучают самостоятельно. Они ищут в
тексте основные идеи и характеризуют их.
По
заданию учителя ученики переходят к составлению простого и сложного планов, а
затем к тезисам — логическому стержню произведения. Это письменное краткое
изложение основных положений источника без пояснений, иллюстраций и ссылок. В
тезисах преобладают общие положения. Сначала ученики пишут тезисы под
руководством учителя, а затем самостоятельно. На основе одного и того же
документа ученики составляют тезисы, учатся конспектированию.
Конспектирование — это сжатое письменное изложение основного содержания текста с выделением наиболее значимых его положений. Ученики наглядно видят, как план документа сначала наполняется основными положениями (тезисами), а затем фактами и