Пользовательского поиска

«привести место из документа, где сказано об этом», «доказать на основе текста документа», «под­твердить свое мнение документом».

Подготовка учителя к использованию первоисточников на уро­ке предусматривает предварительный их отбор и педагогическую обработку. Чем больше обработан документ, тем легче он вос­принимается учениками и тем меньше трудностей представляет для самостоятельной работы. Педагогически обработать до­кумент — это значит выбрать содержание, используемое на уро­ке. В случае необходимости учитель видоизменяет документ, не затрагивая его сущности и не допуская тенденциозных изъятий, стараясь сохранить особенности стиля автора. Затем надо объяс­нить новые для учеников термины и понятия и разработать за­дания по работе с документом. 

На уроках истории в среднем звене ученикам надо дать пред­ставление об отличии документальных исторических источников от литературных произведений, песен-сказаний и повествований. Так, при разборе мифов Древней Греции выясняется, что в них вымышленного, а что действительно происходило в жизни греков.

На урок целесообразно привлекать документы семейной исто­рии учеников, семейные фотографии, записи рассказов членов се­мьи, реликвии по темам, хронологически связанным с курсом исто­рии. Это темы: «Моя семья в 30-е годы», «Великая Отечественная война в жизни семьи», «Боевые и трудовые награды членов семьи».

К.Б. Умбрашко предлагает свою методику работы с документа­ми для развития творческого мышления учащихся. В результате анализа документа в сознании учащихся формируются истори­ческие понятия. Они «не должны усваиваться как готовые зна­ния; они возникают в сознании школьников в результате логиче­ского выведения или построения». Отказываясь от применения школьного учебника в процессе обучения, автор данной методики подбирает по курсу истории систему документов, характеризующих историческую эпоху, событие, явление или про­цесс. Затем вычленяет какую-либо проблему. Документы позво­ляют выявить противоречивость позиций конкретных лиц, что вызывает потребность решить проблему, а это помогает уяснить сущность явлений и процессов. Эффективно сравнение докумен­тов, с разных позиций освещающих одно и то же событие. Учени­ки определяют, чем отличается описание одних и тех же событий.

Таким образом, роль документов и содержащихся в них зада­ний К.Б. Умбрашко видит в том, чтобы выявить противоречия в учебном материале. Задания разрабатываются на разных уровнях сложности с учетом познавательной возможности учеников. Схе­ма изучения следующая: анализ документа — извлечение из него фактов — их интерпретация в устном рассказе, ролевой игре, пись­менном сочинении (рисунке). Возможно сочетание

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики

Сочи-2014,новости спорта