Пользовательского поиска
|
«привести
место из документа, где сказано об этом», «доказать на основе текста
документа», «подтвердить свое мнение документом».
Подготовка
учителя к использованию первоисточников на уроке предусматривает
предварительный их отбор и педагогическую обработку. Чем больше обработан
документ, тем легче он воспринимается учениками и тем меньше трудностей
представляет для самостоятельной работы. Педагогически обработать документ —
это значит выбрать содержание, используемое на уроке. В случае необходимости
учитель видоизменяет документ, не затрагивая его сущности и не допуская
тенденциозных изъятий, стараясь сохранить особенности стиля автора. Затем надо
объяснить новые для учеников термины и понятия и разработать задания по
работе с документом.
На
уроках истории в среднем звене ученикам надо дать представление об отличии
документальных исторических источников от литературных произведений,
песен-сказаний и повествований. Так, при разборе мифов Древней Греции
выясняется, что в них вымышленного, а что действительно происходило в жизни
греков.
На
урок целесообразно привлекать документы семейной истории учеников, семейные
фотографии, записи рассказов членов семьи, реликвии по темам, хронологически
связанным с курсом истории. Это темы: «Моя семья в 30-е годы», «Великая
Отечественная война в жизни семьи», «Боевые и трудовые награды членов семьи».
К.Б.
Умбрашко предлагает свою методику работы с документами для развития
творческого мышления учащихся. В результате анализа документа в сознании
учащихся формируются исторические понятия. Они «не должны усваиваться как
готовые знания; они возникают в сознании школьников в результате логического
выведения или построения». Отказываясь от применения школьного учебника в
процессе обучения, автор данной методики подбирает по курсу истории систему
документов, характеризующих историческую эпоху, событие, явление или процесс.
Затем вычленяет какую-либо проблему. Документы позволяют выявить
противоречивость позиций конкретных лиц, что вызывает потребность решить
проблему, а это помогает уяснить сущность явлений и процессов. Эффективно
сравнение документов, с разных позиций освещающих одно и то же событие. Ученики
определяют, чем отличается описание одних и тех же событий.
Таким образом, роль документов и содержащихся в них заданий К.Б. Умбрашко видит в том, чтобы выявить противоречия в учебном материале. Задания разрабатываются на разных уровнях сложности с учетом познавательной возможности учеников. Схема изучения следующая: анализ документа — извлечение из него фактов — их интерпретация в устном рассказе, ролевой игре, письменном сочинении (рисунке). Возможно сочетание