Пользовательского поиска
|
Методика
изучения документов. На уроках истории документы могут использоваться как
учителями, так и учениками.
Учитель
пересказывает документ, если он сложен для учеников; приводит короткие цитаты
без ссылки или со ссылкой на документ (чтобы усилить доказательность своего
рассказа); цитирует и разбирает выдержки из документов для конкретизации своего
рассказа, придания ему эмоциональности и убедительности. Чтобы оживить
рассказ, он использует прямую речь, дает характеристику личности.
Чаще
всего учитель привлекает на урок документы повествовательно-описательного
характера. Так, в объяснение включается отрывок из хроники Жана де Венетта, в
которой рассказывается о бедствиях Франции в период Столетней войны: «В этом
году виноградники... не возделывались; поля... не вспахивались; быки и овцы не
ходили по пастбищам; церкви и дома... представляли груды печальных, еще
дымящихся развалин».
Работа
учеников с документом, постепенно усложняется с учетом их возраста и
познавательных возможностей, а также уровня подготовленности. В 5 — 6 классах
используется наиболее простой материал повествовательного и описательного
характера; объем его не превышает 10 — 15 строк; в 7— 8 — растет число
анализируемых хозяйственных и юридических документов; в 9—11 - все шире
привлекаются политические, программные документы.
Обучение
работе с документом включает следующие этапы:
·
учитель дает образец разбора документа;
·
ученики анализируют документ под
руководством учителя;
·
работают под руководством учителя и
самостоятельно;
·
самостоятельно изучают документ в классе и
дома.
Учитель
в классе знакомит учеников с документом, объясняет суть задания. Дома ученики
готовят небольшие сообщения, описания на основе документа, текста и иллюстрации
учебника, творческие сочинения. Конечно, для самостоятельной работы документ
необходим каждому ученику.
Работа с документами также включает в себя: чтение и пересказ документа, и составление по нему плана; объяснительное чтение с предварительной и заключительной беседой; самостоятельный разбор документа и ответы на вопросы к нему; сравнительное сопоставление двух дополняющих друг друга документов, характеризующих одно и то же событие; критическую оценку документа. При этом ученики определяют его логически завершенные части, главные идеи, учатся находить доказательства тому или иному положению. Учитель предлагает ученикам «прочитать, что сказано об этом в документе»,