Пользовательского поиска
|
мысли,
каким выступает остаток старины для характеристики быта и потребностей отживших
поколений.
При
работе с документами у учеников активизируется процесс мышления и воображения,
что способствует более плодотворному усвоению исторических знаний и развитию
исторического сознания. У учеников вырабатываются умения самостоятельной
работы: читать документы, анализировать и извлекать информацию, рассуждать,
оценивать значение документов прошлого и настоящего. На уроках ученики узнают о
значимости документов для исторической науки, видят в них след деятельности
когда-то живших людей.
Виды
исторических документов и критерии их отбора для урока. Классификация
документов, применяемых в обучении истории, значительно проще той, что принята
в исторической науке. Она основана на характере документальных текстов, когда
все они подразделяются на две основные группы — документы повествовательно-описательного
и актового характера, имевшие в свое время практическое значение. Эти документы
хорошо дополняют друг друга. Дополнительную группу составляют памятники художественного
слова.
Актовые
документы — это юридические, хозяйственные, политические, программные
(грамоты, законы, указы, прошения, челобитные, росписи, договоры,
статистические и следственные документы, программы, речи).
Повествовательно-описательные документы — летописи, хроники, мемуары, письма,
описания путешествий. К памятникам художественного слова истории древнего мира
и средних веков относятся произведения устного народного творчества (мифы,
басни, песни, крылатые выражения).
Ученые
полагают, что документ для урока должен:
·
соответствовать целям и задачам обучения
истории;
·
отражать основные, наиболее типичные факты и
события эпохи;
·
быть органически связанным с программным
материалом, содействовать актуализации исторических знаний, чтобы можно было
бы предложить учащимся познавательные вопросы и задания;
·
быть доступным ученикам по содержанию и
объему; интересным; содержать бытовые и сюжетные подробности, позволяющие
дифференцировать обучение, конкретизировать представления учащихся о тех или
иных событиях, явлениях, процессах; оказывать на них определенное
эмоциональное воздействие;
·
обладать литературными и научными
достоинствами, достаточной информативностью для развития познавательной
самостоятельности и заинтересованности, совершенствования приемов умственного
труда.