Пользовательского поиска

предлагал изучать по писцовым книгам. И говорил об этом так: откроем перед учениками «итоги писцовой книги по Московскому стану Коломенского уезда, составленной в 1576— 1578 гг.; пусть они сосчитают, что это тоже их заинтересует, и увидят, что около двух третей всей территории стана было под поместьями и монастырскими землями... этот вывод пусть они сделают сами; преподаватель не должен делать априорных утвер­ждений». Работа заканчивается составлением конспекта, который выучивается дома.

Однако большинство методистов все же считали, что не жела­тельно строить все занятия в школе на изучении только документов. Исторические документы следует привлекать лишь как вспо­могательное средство к основным источникам исторических зна­ний учащихся - рассказу учителя и учебнику. «Документ при­зван лишь углублять, конкретизировать и придавать приобретае­мым учениками знаниям живую изобразительность, понимание своеобразия исторической эпохи и лишь очень элементарно зна­комить с некоторыми методами исследований, применяемыми в исторической науке». Высказывалось также мнение, что документ нужен не для расширения школьного курса истории а для его конкретизации, углубления и уточнения.

По роли документа определялось его место на уроке. Сторон­ники лабораторного метода полагали, что изучение документа должно предварять работу с учебником. Методисты, придержи­вавшиеся метода документации, предлагали использовать доку­менты лишь после чтения учениками соответствующего пара­графа учебника.

В чем же значение применения исторических документов? С их помощью реализуется принцип наглядности в обучении истории, когда ученики знакомятся с внешним видом документов. Доку­мент делает рассказ учителя живым и ярким, а выводы более убедительными. Значимость документа также в том, что он содей­ствует конкретизации исторического материала, созданию ярких образов и картин прошлого создает ощущение духа эпохи.

Насколько колоритно, например, письмо Петра I к своей мате­ри: «Вселюбезнейшей и дражайшей нашей матушке, государыне царице, недостойный сынишка твой Петрушка, о здравии твоем присно слышати желаю...» Или же первая строка из письма суп­руги Петра Евдокии Лопухиной: «Женишка твоя Дунька челом бьет...».

Посредством документа у учащихся формируется интерес к истории. Привлечение новых фактов позволяет им почувство­вать дух эпохи. Как отмечал методист дореволюционной школы В.Я. Уланов, понятными, живыми и немножко смешными кажут­ся ученикам князья, пишущие свои завещания «целым своим умом, в своем здоровьи», распределяющие свои пояса, коробки сердоли­ковые, чепи, вместе с конями, селами и слугами. Старый документ служит такой же яркой иллюстрацией древнего языка и формы

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики

Сочи-2014,новости спорта