Пользовательского поиска
|
предлагал
изучать по писцовым книгам. И говорил об этом так: откроем перед учениками
«итоги писцовой книги по Московскому стану Коломенского уезда, составленной в
1576— 1578 гг.; пусть они сосчитают, что это тоже их заинтересует, и увидят,
что около двух третей всей территории стана было под поместьями и монастырскими
землями... этот вывод пусть они сделают сами; преподаватель не должен делать
априорных утверждений». Работа заканчивается составлением конспекта, который
выучивается дома.
Однако
большинство методистов все же считали, что не желательно строить все занятия в
школе на изучении только документов. Исторические документы следует привлекать
лишь как вспомогательное средство к основным источникам исторических знаний
учащихся - рассказу учителя и учебнику. «Документ призван лишь углублять,
конкретизировать и придавать приобретаемым учениками знаниям живую
изобразительность, понимание своеобразия исторической эпохи и лишь очень
элементарно знакомить с некоторыми методами исследований, применяемыми в
исторической науке». Высказывалось также мнение, что документ нужен не для
расширения школьного курса истории а для его конкретизации, углубления и
уточнения.
По
роли документа определялось его место на уроке. Сторонники лабораторного
метода полагали, что изучение документа должно предварять работу с учебником.
Методисты, придерживавшиеся метода документации, предлагали использовать документы
лишь после чтения учениками соответствующего параграфа учебника.
В
чем же значение применения исторических документов? С их помощью реализуется
принцип наглядности в обучении истории, когда ученики знакомятся с внешним
видом документов. Документ делает рассказ учителя живым и ярким, а выводы
более убедительными. Значимость документа также в том, что он содействует
конкретизации исторического материала, созданию ярких образов и картин прошлого
создает ощущение духа эпохи.
Насколько
колоритно, например, письмо Петра I к своей матери: «Вселюбезнейшей и
дражайшей нашей матушке, государыне царице, недостойный сынишка твой Петрушка,
о здравии твоем присно слышати желаю...» Или же первая строка из письма супруги
Петра Евдокии Лопухиной: «Женишка твоя Дунька челом бьет...».
Посредством документа у учащихся формируется интерес к истории. Привлечение новых фактов позволяет им почувствовать дух эпохи. Как отмечал методист дореволюционной школы В.Я. Уланов, понятными, живыми и немножко смешными кажутся ученикам князья, пишущие свои завещания «целым своим умом, в своем здоровьи», распределяющие свои пояса, коробки сердоликовые, чепи, вместе с конями, селами и слугами. Старый документ служит такой же яркой иллюстрацией древнего языка и формы