Пользовательского поиска
|
особым
попечением правительства. Вместе с тем развивалась сеть духовных учебных
заведений, тоже постепенно терявших всесословный характер и приобретавших черты
сословной замкнутости, например Славяно-греко-латинская академия.
Как
отмечает К.Валишевский, что, так же как и при Петре в елизаветинскую эпоху
учителями в этих заведениях было много иностранцев, но только теперь уже не
немцев, а французов. Такая перемена национального состава иностранных
наставников определялась общим изменением культурной ориентации России в
середине XVIII в. и нехваткой собственных кадров учителей. Он пишет: “Дочери
Петра удалось лишь заменить одно течение воздуха другим. Она отказалась от
немцев, вместо которых в России появились французы… Оказалось, что в отношении
науки, литературы и искусства сама Германия еще училась в это время у
Франции”.
Что
касается первоначального и среднего образования, то наиболее распространенным
типом начальной школы были гарнизонные школы, в состав которых влились
сохранившиеся от петровского времени цифирные школы. Здесь учились дети солдат
и средних и низших слоев города и деревни, которые в отличие от дворянских
детей не могли платить за начальное обучение. В этих школах учили подростков от
10 до 15 лет чтению, письму, арифметике и основам геометрии.
Еще
известны из этого времени горнозаводские школы, созданные на Урале по
инициативе В.Н.Татищева. В этих школах детей “нижних чинов и работных людей”
чтению, письму, арифметике, геометрии и различным “горным делам”.
Несмотря
на многие трудности и неустройства, первые светские и духовные школы смогли
подготовить то число специалистов, которое требовалось для проведения в России
реформ. Они дали стране много широкообразованных людей и способствовали подъему
культуры. К середине XVIII в. русская сухопутная армия и морской флот были в
основном укомплектованы национальными офицерскими кадрами. Однако в
промышленности число национальных технических специалистов оставалось
недостаточным.
2.2. Религиозные реформы
Петра I и их влияние на культурную жизнь эпохи Елизаветы Петровны
Известный русский историк культуры XVIII в. М.И. Пыляев отмечает, что “…православие Елизаветы Петровны было искренно, и наружные проявления религиозности были в обычае у придворных”. Все подчеркивали глубокую религиозность императрицы в отличие от своего отца, она не пропускала ни одной службы в придворной церкви, содержала строжайший пост и т.д. К. Валишевский также констатирует религиозное рвение Елизаветы: “…действительно, Елизавета значительно и довольно глубоко