Пользовательского поиска
|
Судебник
Научные
интересы Татищев совмещал с государственной деятельностью: возглавлял
Оренбургскую экспедицию, управлял уральской промышленностью, занимал должность
астраханского губернатора. Практическую и научную деятельность Татищев подчинил
возвышению дворянства, которое он считал основной опорой монархической формы
правления и вообще российского государства. По его мнению, в силу огромных
размеров в России пригодна лишь монархия, а не демократия или аристократическая
форма правления. Об этом свидетельствует, как он считал, весь опыт истории
страны в период феодальной раздробленности, который сопровождался междоусобной
борьбой удельных князей, ослаблением Руси и завоеванием ее татаро-монголами.
Обоснование сохранения привилегий дворянства сочеталось у Татищева с
требованием предоставить купечеству льготы для его успешной торговли и
обогащения. Это, по его мнению, только укрепит государство. Татищев считал, что
отменить крепостническую систему сейчас небезопасно для государства, но
крепостное хозяйство он мыслил организовать не по старинке, а с учетом
развивавшихся товарного производства и денежных отношений. Отсюда забота
Татищева о повышении продуктивности вотчинного хозяйства, о наделении крестьян
землей, скотом и орудиями производства, о распространении грамотности среди
крестьян, так как он считал невежество причиной социальных выступлений народных
масс, например под предводительством Болотникова и Разина.
Как
думает К. Валишевский, своей Академией наук, затеей, которую Елизавете Петровне
пришлось осуществлять на деле, великий преобразователь Петр толкнул Россию на
путь, делающий из нее страну парадоксальных контрастов, роскоши и нищеты,
невежества и высочайшей культуры и образованности.
Это
сказалось и на характере просвещения. Система образования при Елизавете
Петровне характеризовалось усилением дворянства, что было связано с общим
социальным положением этого сословия, с тенденцией его к замкнутости в отличие
от петровской эпохи. Поэтому часть учебных заведений, основанных при Петре I и
рассчитанных на обучение детей не только дворян, но также посадских и
разночинцев, постепенно превращались в школы закрытого типа. Так, Навигацкая
школа, в