Пользовательского поиска

Судебник 1550 г., написал первый обобщающий труд по отечественной истории – пятитомную “Историю Российскую”, опубликованную после его смерти. Татищеву принадлежит первая попытка составить русский энциклопедический словарь – “Лексикон российский”, доведенный до буквы “К”.

Научные интересы Татищев совмещал с государственной деятельностью: возглавлял Оренбургскую экспедицию, управлял уральской промышленностью, занимал должность астраханского губернатора. Практическую и научную деятельность Татищев подчинил возвышению дворянства, которое он считал основной опорой монархической формы правления и вообще российского государства. По его мнению, в силу огромных размеров в России пригодна лишь монархия, а не демократия или аристократическая форма правления. Об этом свидетельствует, как он считал, весь опыт истории страны в период феодальной раздробленности, который сопровождался междоусобной борьбой удельных князей, ослаблением Руси и завоеванием ее татаро-монголами. Обоснование сохранения привилегий дворянства сочеталось у Татищева с требованием предоставить купечеству льготы для его успешной торговли и обогащения. Это, по его мнению, только укрепит государство. Татищев считал, что отменить крепостническую систему сейчас небезопасно для государства, но крепостное хозяйство он мыслил организовать не по старинке, а с учетом развивавшихся товарного производства и денежных отношений. Отсюда забота Татищева о повышении продуктивности вотчинного хозяйства, о наделении крестьян землей, скотом и орудиями производства, о распространении грамотности среди крестьян, так как он считал невежество причиной социальных выступлений народных масс, например под предводительством Болотникова и Разина.    

Как думает К. Валишевский, своей Академией наук, затеей, которую Елизавете Петровне пришлось осуществлять на деле, великий преобразователь Петр толкнул Россию на путь, делающий из нее страну парадоксальных контрастов, роскоши и нищеты, невежества и высочайшей культуры и образованности.

Это сказалось и на характере просвещения. Система образования при Елизавете Петровне характеризовалось усилением дворянства, что было связано с общим социальным положением этого сословия, с тенденцией его к замкнутости в отличие от петровской эпохи. Поэтому часть учебных заведений, основанных при Петре I и рассчитанных на обучение детей не только дворян, но также посадских и разночинцев, постепенно превращались в школы закрытого типа. Так, Навигацкая школа, в 1715 г. реорганизованная в Морскую академию, с 1752 г. превратилась в Морской шляхетский корпус для дворянских детей. Позже на базе Артиллерийской и Инженерной школ были организованы Артиллерийский и Инженерный корпуса. Кадетские корпуса находились под

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики

Сочи-2014,новости спорта