Пользовательского поиска
|
непосредственно
участвовал в организации экспедиции, возглавлявшейся адмиралом Чичаговым с
целью поиска Северного морского пути в 1765 и 1766гг.
При
Академии наук заиграл всеми гранями своего таланта М.В.Ломоносов, которого
первым из русских ученых императрица Елизавета Петровна назначила профессором
Академии. Таким образом, в России удачно соединились созданный Петром I научный
институт и величайший ум российского интеллигента.
Теоретические
работы Ломоносова были тесно связаны с
практикой, он сконструировал многочисленные приборы, приспособления и
инструменты: самопишущие метеорологические приборы, перископ, ночезрительную
трубу, с помощью которой можно было ночью лучше различать скалы и корабли.
Как
великий русский патриот Ломоносов все свои силы отдал развитию русской науки, в
частности, организации высшего образования
и подготовки научных кадров из числа русской молодежи. Во многом
благодаря стараниям М.В. Ломоносова и И.И.Шувалова
при их совместном участии в 1755г. в Москве был открыт первый российский
университет с тремя факультетами (медицинским, юридическим и философским). О
ведущем участии в этом деле Ломоносова свидетельствует его письмо Шувалову о
проекте будущего университета (июнь-июль 1754г.).
В
этом письме Ломоносов определяет цель создания университета: “Полученным от
Вашего превосходительства черновым доношением Правительствующему Сенату к
великой моей радости я уверился, что объявленное мне словесно предприятие
подлинно в действо произвести в действо намерились к приращению наук,
следовательно, к истинной пользе и славе отечества “. Согласно проекту Ломоносова предполагалось набрать число профессоров и
студентов, находящихся на жаловании государства, а так же на остаток бюджетной
суммы должна была быть образована университетская библиотека. На всех трех
факультетах должно было быть не меньше двенадцати профессоров: на юридическом (профессор всей юриспруденции вообще,
профессор юриспруденции российской, профессор политики); на медицинском (доктор
и профессор химии, доктор и профессор натуральной истории, доктор и профессор
анатомии); и на философском (профессор философии, профессор физики, профессор
оратории, профессор поэзии, профессор истории, профессор древности и критики).
При университете Ломоносов предполагал создание гимназии для первичной подготовки желающих поступить в
университет.
Можно сказать, что личность М.В. Ломоносова явилась тем характерным типом культурного деятеля эпохи, своего рода эталоном российского интеллигента середины XVIII в. В истории умственного развития России Ломоносов представляется с первого взгляда исключительным явлением. После его смерти, последовавшей в 1765 году, самые