Пользовательского поиска
|
Действительно, если речь
идет о воспроизведении традиционной картины мира русской культуры, то нам не
избежать обращения к огромному и богатейшему религиозно-эстетическому опыту
Православия на Руси.
Русская древняя и
средневековая культура с момента принятия христианства характеризовалась
понятиями святости, соборности, софийности, духовности. Особое эстетическое
значение в традиционной картине мира Средневековой Руси приобрели категории
личности и преображения, света, светоностности. Огромен вклад в исследовании
этих составляющих, а по сути ставших ядром картины мира России на долгую
перспективу, таких учеников как Лихачев Д.С., Бычков В.В., Колесов В.В.
Многие религиозные,
православные ценности вошли в древнерусскую картину мира вполне органично и
естественно и надолго укрепились в ней. В первую очередь нужно заметить, что
усвоение и осмысление христианской догматики и культа, всего богослужения шло в
большей мере на языке художественной образности как наиболее близкому сознанию
древнерусского человека. Бог, дух, святость воспринимались не как богословские
понятия, а скорее как эстетические и праксеологические категории, больше как
живое (мифологическое, по Лосеву А.Ф.), нежели как символическое.
Красота воспринималась на
Руси как выражение истинного и сущностного. Негативные, неблаговидные явления
рассматривались как отступления от истины. Как нечто преходящее, не относящееся
к сущности и поэтому фактически не имеющее бытия. Искусство же выступало
носителем и выразителем вечного и непреходящего – абсолютных духовных
ценностей. В этом состоит одна из его характернейших особенностей и, более
того, один из главных принципов древнерусского художественного мышлении вообще
– софийского искусства, заключающаяся в глубинном ощущении и осознании древними
русскими единства искусства, красоты и мудрости и в удивительной способности
русских средневековых художников и книжников выражать художественными
средствами основные духовные ценности своей картины мира, сущностные проблемы
бытия в их общечеловеческой значимости.
Искусство и мудрость
виделись человеку Древней Руси неразрывно связанными; а сами термины
воспринимались почти как синонимы. Искусство не мыслилось не мудрым, и это
относилось в равной мере к искусству слова, иконописания или зодчества.
Приступая к своему труду, раскрыв первый лист, русский книжник просил у Бога
дара мудрости, дара прозрения, дара слова, и эта мольба отнюдь не была только
традиционной данью риторской моде своего времени. В ней заключалась истинная
вера в Божественность творческого вдохновения, в высокое назначение искусства.
[6].