Пользовательского поиска
|
При этом личность в
картине мира древнего славянина не представляла самоценности. Она растворялась
в общине. Поэтому славянин вначале скорее ощущает единство социума, к которому
принадлежит, чем себя в социуме.
В круг коллективистских,
родовых и семейных ценностей в России позднее включалась и высшая власть. Князь
или царь был не только властители, но прежде всего отцом. Хотя права подданных
часто не были зафиксированы в законах, как это делалось на Западе, в народном
сознании существовало представление об отеческом отношении царя к народу.
Царь-батюшка был воплощением правды и лада в обществе, охраняющим эти высшие
ценности. Под его попечением вся страна считалась как бы большой семьей, в
которой господствуют идеалы смирения, дружелюбия, откровенности, совестливости,
милосердия. Отсюда – традиционное неразличение в русской культуре государства и
общества, народа. Государство рассматривалось прежде всего как
«благоустройство» жизни общества. С этим же связан наивный монархизм русских.
Еще одна составляющая картины
мира древних славян – это представление о долге. Самое безопасное место для
древнерусского человека – его родной дом. Хромина, домашний очаг, двор, большая
семья в несколько поколений – все это было для нашего предка исходной и
важнейшей частью картины мира. В доме, как в крепости, древнерусский человек
уберегался от всех опасностей – шли ли они от недобрых людей или от злых духов,
в существование которых безусловно верили.
Дом был не только
крепостью, но и первым храмом древнего славянина. «Дом мой – храм мой», -
гласило старинное изречение. Внутри дома находились священные предметы – печь,
стол, красный угол с расшитыми магическими узорами полотенцами. С участием этих
особо почитаемых предметов отправлялись домашние священнодействия – родильные и
погребальные обряды, свадебные ритуалы. Домашние священные предметы своей
сверхъестественной силой должны были обеспечить обитателям покой и
благоденствие [27].
Итак, дом – одновременно и
родовое гнездо, и жилище, и крепость, и храм. От него начинались все линии
жизни человека и к нему же в конце концов и возвращались. Дом был наиболее
обжитой и очеловеченной частью мира. Позже в результате христианизации Руси
образ дома достигнет предельного символизма и богословского,
духовно-эстетического обобщения. Дом – это символ всего мироздания,
сотворенного Богом. Это то, что у греков называлось Космосом. На Руси XV-XVI вв. символ дома разовьется в идею
осознанного нравственного и политического домостроительства, что найдет свое
художественное воплощение в иконописи и в «Домострое».