Пользовательского поиска
|
рассматривать с позиций
современных культурологических методологий. А это, в свою очередь, означает,
что современное состояние культуры всегда в той или иной мере есть модификация
каких-либо архитепических, мифологических структур в изначальной картине мира
данного народа, данной современной цивилизации.
Русская культура – это, по
замечательному выражению Д.С. Лихачева, громадное разнообразие возможностей,
идущее от множества истоков – учителей [38]. Среди последних – дохристианская
культура восточных славян, отсутствие единства (русская культура при рождении
была комбинацией культур многих центров Киевской Земли), свобода (прежде всего
внутренняя, осознаваемая и как творчество, и как разрушение) и, конечно,
широкое иностранное влияние и заимствования. Кроме того, в нашей культуре
трудно найти период, когда все ее сферы развивались равномерно: в XIV – начале XV века на первое место выходит
живопись, в XV-XVI вв. превалирует зодчество, в XVII в. передовые позиции принадлежат
литературе. В то же время картина мира русской культуры в каждом веке и на
протяжении нескольких веков – это единство, целостность, каждая из ее
составляющих обогащает все остальные, подсказывает им новые видения и
возможности, сама учится, что-то заимствует у них.
Так, дохристианский мифологический
компонент картины мира русской культуры можно рассматривать как самый глубинный
и устойчивый. Его влияние велико и многогранно, активно проявляет себя во
многих последующих интерпретациях в художественном творчестве гениев русского
народа. Среди ведущих, показательных проявлений мифологического уровня картины
мира русских можно обозначить следующую триаду: Земля – Род – Дом. В обобщенном
виде как и любой культуре языческого периода дохристианской Руси присущ культ
природы и стихийных явлений окружающего мира. В этом отношении национальная
картина природы, отображенная в языке, мифологии, фольклоре, обыденном
миросозерцании и исконной религиозности народа, а позднее в формах
специализированной культуры – в философии, искусстве, словесности, а также в образе
жизни и культуре повседневности, становится частью культуры, притом относящейся
к ее глубинным пластам, то есть включается в целостную мифо-поэтическую картину
мира сперва славянского этноса, а затем и русского на всех этапах его
исторического развития.
Русская равнина и ее почвенное строение, речная сеть и междуречье, река и бескрайнее поле, овраги и летучие пески – все это формировало и мировоззрение русского народа и фольклорные фантастические образы, и народную философию, и характер земледелия, и пит преимущественной деятельности, и образ жизни, и тип государственности, и взаимоотношения с соседними народами. Иными словами, все эти природные явления, пережитые и осмысленные в их системности как социо- и