Пользовательского поиска
|
Цель занятия: раскрыть особенности эстетического сознания
Древнерусского общества, повлиявшего на народное восприятие христианства.
План лекции.
Вводная часть.
1. «Повесть временных лет»
– сюжет выбора веры князем Владимиром «Красное солнышко»
2. Нравственная роль
литературы становления христианского сознания: утверждение идеалов
«практической духовности» на Руси – святости и подвига.
3. Икона: духовность как
эстетическая категория; прекрасное как преображающая и согласующая душу сила.
Заключение
Краткий конспект лекций (основное содержание):
На примере сюжета выбора веры князем Владимиром проникаемся
особенностью мировосприятия славян («и не знали мы, где находимся, на небе или
на земле, потому что на земле не бывает такой красоты» – заключают послы) – критерием
истины и правды выступает простота, гармония. (В качестве иллюстрации
используется фото и видеоматериалы, отображающие богослужение и интерьеры
православного храма).
Роль эстетического начала преображают душу, способствуют
формированию нового мировосприятия и на этой основе иного действия.
(Проиводиттся описание жизни князя Владимира и его детей, принявших
христианства).
Житие Святых Глеба и Бориса наиболее яркая впечатляющая страница в
истории становления и утверждения христианства на Руси. Следует отметить, что
христианство на Руси получает свое особое толкование и восприятие. Подвиг Глеба
и Бориса рационально не воспринимаем и не объясним. И только посредством
художественной выразительности подробно освещается в чем именно состоит их
подвиг. Простое летоописание не уместно. Именно акцент на человеческие
переживания Глеба и Бориса позволяет осмыслить их личности и подвиг. Именно посредством
художественных образов позволяет глубоко понять жизнеутвержающий оптимизм
русских людей: «Красота и подвиг побеждают смерть!».
Лучше всего идею всепобеждающей жизни, духовности, бессмертия выражает икона. Древнерусская эстетика ведет человека по лестнице возводя его от низшего к высшему без излишнего отрицания телесного. По сути икона помогает человеку Древней Руси сгладить конфликт души и тела, Бога и мира. Мир прекрасен тем, что он творение божье. Человек же центральная тема сотворенного мира. Иконопись высоко поднимает роль личности в культуре древней Руси, она позволяет видеть человека в его сущности, учит ценить его переживания, искать более глубокий смысл, чем то. Что мы видим в