Пользовательского поиска
|
расцвета и, может быть,
гибели. Так, национальное своеобразие русской культуры, узнаваемо и на стадии
Крещения Руси, и в период монголо-татарского ига, и в царствование Ивана
Грозного, и во время Петровских реформ, и при жизни Пушкина, и в Серебряный век,
и при Советской власти, и в эмиграции, и на современном смутном этапе
посттоталитарного развития России. Речь здесь идет, таким образом, не столько о
самоидентичности культуры на протяжении тысячелетия, сколько о цивилизационном
единстве как России, так и Китая.
В данном разделе мы
попытаемся воспроизвести наиболее важные и характерные черты картины мира
традиционной русской культуры. Основание ее уходит своими корнями глубоко в
славянское язычество. После введения на Руси христианства активную роль в
художественной культуре начинает играть влияние византийской эстетики с ее православным
каноном. Далее складывается особый тип специфически русской святости в жизни и
русско-православный эстетический канон в художественной культуре. Наконец,
активное проникновение западных элементов в политике и культуре XVII-XVIII веков способствует формированию
совершенно новых для России тенденций в художественной культуре народа. Все эти
процессы – яркая иллюстрация того, что полноценное воспроизведение
закономерностей и противоречий генезиса русской традиционной картины мира крайне
затруднено.
И все же попытаемся
обобщить и передать основные черты, наиболее типичные характеристики картины
мира России, охватывающие период Х-XVII веков. Обычно этот период истории
культуры России именуют «допетровским» временем или «Средневековой Русью».
Конечно же, правомерен
вопрос, а почему рассмотрение вопросы о картине мира России ХХ века мы начинаем
из столь отдаленного по времени культурного этапа?
Во-первых, не лишнее еще
раз указать на огромное значение в жизни любого этноса закономерностей
исторической преемственности, в большей мере которая свое наследие осуществляет
на уровне бессознательного, почти мифологического мироощущения.
Во-вторых, картину мира ХХ века России мы будем анализировать не столько как абсолютно самостоятельное явления, но все же как историко-культурную трансформацию основных элементов и тенденций традиционной картины мира русской культуры. Как бы самобытен не был Серебряный век и Советский период, все же их особенности нужно