Пользовательского поиска
|
времени».
Людей, заподозренных в оппозиции правительственной культурной политике, по
всему Китаю увольняли с работы, ссылали в сельскую местность или даже убивали.
Многие предприятия, учреждения и университеты закрывались, так как не
оставалось никого, кто руководил бы ими. Повсюду бродили группы людей,
именовавшихся «красными охранниками», которые клеймили предполагаемых
«реакционеров», сжигали старые книги и уничтожали многие культурные ценности –
антикварную мебель, христианские, даосские, конфуцианские и буддийские святыни.
Часть из них попросту разграблялась.
Именно
во время маоистского угара «красными охранниками » остервенело выкорчевывалось
наследие прошлого, великие ценности классики, создававшиеся китайским народом
на протяжении веков. От рук красных охранников в
Заслуга
Лао Шэ в культуре Китая состоит в том, что он сумел вписать многие традиционные
ценности в современные ему глобальные социальные и идеологические процессы.
Прежде всего – это непреложная значимость роли семьи для китайского народа. Но
в его творчестве иначе, значительно острее звучит социальная проблематика.
«Человек должен занимать активную роль, социальную позицию, направлять свою
энергию не столько на внутреннее совершенствование и созерцание, сколько на
преобразование общества, но и все же с опорой на идеалы, традиционно близкие
народу» - вот основной лейтмотив творчества Лао Шэ [37].
В
Так,
к примеру, культ императора и государственности был бессознательно перенесен на
«вождей» революции и нового, социалистического государства. Культ личности
руководителя страны вполне типичен для китайского национального сознания [9].
Итак,
для картины мира в художественной культуре Китая ХХ века характерно открытие
тем демократического, радикально социалистического начала, но при обязательной
опоре на классически традиционные ценности и основания в народном
мифологическом и эстетическом сознании китайцев.