Пользовательского поиска
|
критикой
под названием «исповедельной прзы». Достаточно напомнить романы – В. Катаева,
«Последний поклон» В. Астафьева, автобиографические экскурсы в прозе В. Семина,
Ю. Нагибина, Ю. Трифонова, чтобы в этом убедиться. Появляются кинофильмы, пафос
которых направлен на самоанализ художника, исследования глубин творческой
личности автора («Необыкновенная выставка» А. Шенгелая).
И
наконец третьим мотивом Советской картины мира после символизма и психологизма
можно обозначить тенденцию к синтезу двух предыдущих. Теперь для лучшей
характеристики душевных состояний человека привлекается мир внешний, природный.
Природа в работах художников и писателей становится своего рода зеркалом души,
изображаемого героя. Теперь человек, это не только то, что он сам из себя представляет,
но и еще то, что его окружает, с чем входит его душа в соприкосновение [48].
Ни в
киноматографе, ни в литературе пятидесятых – начала шестидесятых годов мы не
найдем такой пристальности к индивидуальному облику места изображаемых событий,
как пейзажные и бытовые зарисовки Вологодского края в рассказах В. Белова, как
«портреты» улиц, переулков, домов в городских повестях Ю. Трифонова, в
рассказах Г. Семенова. Они создают колорит общего повествования и вместе с тем
так персональны, что порой определяют собой общую смысловую тональность
произведения, его музыкальный ключ. В ряде случаев пейзаж предоставляет автору
возможность расширить, дополнить и одновременно обобщить цельность жизненным
судьбам героев, заключив повествование образом природы. Образы природы нужны
художнику слова и кинематографа как способ вывести судьбы персонажей из
индивидуальной разобщенности в широкий мир, в грядущее [36].
Объемность
пространственно-исторического видения мира формирует особый тип героя, углубляя
его внутреннюю жизнь, создавая возможность передать целостную полноту
духовно-физического образа персонажа. При этом важно подчеркнуть несколько
характерных моментов: у личности всегда есть «своя» история; эта личная
история, индивидуальный жизненный путь должны быть соотнесены со всем тем, что
встречает, окружает человека в действительности, - с другими людьми и судьбами,
с обществом, с миром и мировой историей, с природой и мирозданием. Для того
чтобы осуществиться во всей полноте и сложности личности героя, нужна вся
совокупность времен – прошлое, настоящее и будущее, весь объем реального
пространства – земля, по которой он ходит, другие земли, страны, космос. Только
так может реализоваться движение: духовное – во времени, материальное – в
пространстве. Только так может воплотиться то новое понимание героя, которого
автор видит нравственно свободным, действенным, способным к ответственному
выбору и поступку.