Пользовательского поиска
|
Если
образы, созданные Петровым-Водкиным, как бы пронизаны духовной тягой к
грядущему, если он указывает на их возможное в будущем преображение, то это не
значит, что они лишены реальной достоверности поэтического бытия. И в самом
деле, женщины и дети у реки («Утро. Купальщицы», 1917), крестьяне, летним
полуднем совершающие свой извечный и ежедневный обиход («Полдень. Лето», 1917),
девушка в красном платке (1925) убеждают непреложной подлинностью несхожих
между собой, поразительно конкретных, живых человеческих лиц.
Однако
это особые люди – люди с будущим. Поставив человека в центре сферически
круглящейся вселенной, Петров-Водкин искал в своих персонажах разрешения
основополагающих проблем бытия, спрашивал с каждого по самому высокому счету;
именно по этому лица на его холстах напоминают лица, сошедшие с древнерусских
икон, даже если это портреты. Именно поэтому средствами образного обобщения
художественного опыта были для него не поиски типового или характерного начал,
но особого рода поэтическое представление реальности – своеобразная
символизация жизненного материала.
Материнство,
юность, красота, страдание, смерть предстают одновременно и в их житейском
явлении, и в их высшем умопостигаемым смысле; идея раскрывается в пластическом
зримом образе. Символ и символизируемое, реальность и ее живописное осмысление
соединены в поэтическом сплаве целого.
Если
искусство 20-30-х годов больше отражает глубокое и больше бессознательное
преемство символизма традиционной русской картины мира и отчасти Серебряного
века, то художественное творчество послевоенного периода, в особенности 60-х
годов начинает активно интересоваться психологичностью своих героев.
В
поисках углубленно-психологического подхода к личности героя художники начали в
самих себе – захотели вглядеться в собственное лицо, понять и осмыслить
собственную личность. Оборачиваясь назад, можно заметить, что в двадцатых годах
крупнейшие советские живописцы (Нестеров, Петров-Водкин, Кончаловский, Фальк)
видели разгадку смысла «сокровенного человека» не только в окружающем их мире,
но и в углубленном самопознании, оставив нам замечательный ряд автопортретов.
Этот
специфический и вместе с тем традиционный жанр, кажется, мало интересовал
художников периода «монументализма и героического эпоса войны», то и в
сороковые, и в пятидесятые и даже в начале шестидесятых годов. Теперь,
испытывая потребность полнее понять человека, художники стремятся рассмотреть
то, что всегда ближе и доступней, - самих себя [36].
Это явление было в высшей степени симптоматично. Оно дает о себе знать параллельно с появлением целой группы литературных произведений, объединяемых