Пользовательского поиска
|
симметричность
с причудливой декоративностью. Соразмерность с человеком, созвучие с природой –
отправное начало в создании национального архитектурного стиля. На этой основе
создаются дворцы и монастыри, грандиозные архитектурные ансамбли и тихие сады,
таящие в своем пространственном решении, сочетающем симметрию с асимметрией,
глубокий символический смысл. Архитектура Пекина воплотила в себе
интеллектуальную строгость математического расчета и мистическую
предопределенность плана. Музыка в Китае также в тесной связи с
космологическими и этническими идеями [25].
И
все же ведущими чертами становящейся новой картиной мира в художественной
культуре Китая становятся не космологизм, а скорее психологизм и демократизм,
тема социального и психологического преобразования человека.
С
конца XVIII в.
в Китае начинается период закабаления страны колониальными западноевропейскими
державами, а с середины XIX в.
– постепенное превращение Китая в колонию. Китайскую молодежь принуждают
изучать иностранные языки. Китайская интеллигенция проявляла все большее
тяготение к европейской культуре, что сказывалось на процессе художественного
творчества. Запад стал активно вывозить различные китайские культурные
ценности. Произведения прикладного искусства, скупаемые по дешевке, стали предметом
широкого экспорта. В связи с этим расширилось их производства, что приводило к
вульгаризации и потери эстетической самостоятельности национальных достояний
[25].
В
этих условиях тенденции к сохранению своих исконно национальных ценностей,
традиционализм как глубинное основание китайской картины мира выступают с
особой силой. И в первую очередь в художественной культуре. В противовес стилю
юхуа (техника масляных красок в духе западноевропейского искусства) рождается
стиль гохуа. Этот стиль предполагает сознательное обращение к традиционным
китайским школам живописи, и в первую очередь, к технике водяных красок на
шелковых и бумажных свитках. Этот стиль возникает и развивается во второй
половине XIX –
начале ХХ в.
Первые
мастера гохуа (Жэнь Бонянь и др.) обогащали традиционные условные методы
большей реалистичности образов, писали с натуры. В дальнейшем некоторые мастера
(Ци Байши, Пань Тяньшоу, Ли Кэжань) изобретательно пользовались традиционными
средствами, другие (Сюй Бэйхун, Цзян Чжаохэ) соединяли их с достижениями
европейской живописи.
Значительный
вклад в обогащение национальной живописной традиции внес Ци Байши (1860 –
1957). Его образы китайской природы поражают философской глубиной,
поэтичностью, богатством тональных градаций. Композиционное решение создает
ощущение будто бы изображаемое охватывает панорамно, с птичьего полета [22].