Пользовательского поиска
|
творчества,
теория портретной живописи, разработанная Шань Цзунцянем и Дин Гао, теория
пейзажа в трактатах Тан Дая, Фан Сюня и Цзоу Игуя – все эти сочинения
представляют собой научные труды по эстетике с дифференцированной
терминологией, с широким охватом проблем и выявлением многих граней и сложных
поворотов в этих проблемах.
На
третьем этапе – в конце прошлого столетия (ХIХ и начале нынешнего ХХ) – в области
эстетики продолжали развиваться две тенденции классической теории:
конфуцианскую, условно говоря, линию ярче всего выражали два теоретика – Сун
Нянь и Линь Шу, дкосско-буддийскую линию в искусстве и эстетики развивали У
Чаншо, Хуан Биньхун и Ци Байши. Последний стремился в своем творчестве сочетать
обе тенденции. Он считал учителями своими и Ши-Тао, и Ван Гая.
Философы
ХVII в. – Хуан Цзунеи,
Ван Чуан-Шань – развивали традиционные конфуцианские идеи. В классической прозе
ХVII в. выделлялись
знаменитые мастера. Пу Сун-лин творит в жанрк новеллы, создается сатирическая
литература: роман У Цзынцзы «Неофициальная история конфуцианцев», появляется
роман-эпопея Цао Сюэциня «Сон в красном тереме».
Никогда
в Китае не работало столько живописцев и полиграфов, как в период Цин, никогда
не издавались столько теоретических трактов и иллюстрированных руководств по
живописи. Широкое развитие получила графика в виде ксилографии и народного лубка.
В художественном творчестве этого периода особенно ярко проявились тесная связь
живописи и каллиграфии, живописи и поэзии. Поэзия и живопись становятся
необходимыми элементами образованности. Считая искусство не профессией, а своим
частным делом, художники стремились и свою личную жизнь подчинять законам
искусства. Некоторые теоретики, например, Ли Юй, крупнейший литератор и критик XVII в., почитали искусство выше природы.
Предназначение
искусства осмысляется художественной интеллигенцией этого времени двояко. С
одной стороны, искусство призвано говорить с человеком наедине – появляются
более камерные виды творчества. Излюбленной формой художников Ши-Тао и Чжу Да
становятся альбомные листы, предназначенные для созерцания. С одной стороны,
художники стремились подчас взорвать традиции созерцательности, холодной
изощренности. Естественность противопоставлялась виртуозности, и постепенно
стала доминировать тенденция на расширение влияния на демократизацию искусства.
И все же не только живопись, поэзия и графика определяли значимость последних трех столетий Средневековья в Китае - эту роль призваны были сыграть архитектура и прикладные искусства. Архитектура периода Мин и начала Цин неразрывно связана с живописью. Это и определило особый архитектурный стиль, сочетающий строгую