Пользовательского поиска
|
укрепление в общественном
сознании. Традиционализм как универсальный фактор картины мира Китая будет
характерен для культуры не только ХХ века, но и в бурном, богатом социальными и
духовными потрясениями ХХ века.
После вторжения в Китая
маньчжуры, установив свою власть, сохранили традиционную китайскую
государственному. Организацию, но с особыми привилегиями для маньчжур [33].
Неоконфуцианство, в его чжусианском варианте, было утверждено в статусе
государственной идеологии, но одновременно продолжали подспудно существовать и
другие направления китайской национальной традиции. Развивалось национальное
самосознание как в области художественной культуры, о чем будет рассмотрено
далее, так и в области политической – создавались тайные общества «Саньхэхой» и
«Гэлаохой», которые ставили своей целью сплотить массы крестьян под своими
лозунгами для борьбы против маньчжурской династии, а позднее против засилья и
зависимости западного политического влияния.
Установление власти
маньчжурской династии Цин привело к консервации феодальных отношений, что в
некоторой степени заморозило и остановило развитие китайской культуры и науки в
мировом, общеевропейском направлении. Это способствовало сохранению
самобытности национальной картины мира Китая.
Столь длительный и сложный
период в истории Китая можно подразделить на три этапа:
1.
вторая
половина XVII
– начало XVIII
в.;
2.
XVIII
в. – первая половина XIX
в.;
3.
вторая
половина XIX
в. – начало ХХ века.
Несмотря
на трудности, в которых развивалась художественная культура на первом этапе, он
отмечен серьезными завоеваниями. В это время была создана эрудитом Ван Гаем
подлинная энциклопедия китайской традиционной живописи – «Слово о живописи из
Сада с горчичное зерно». Оппозиционный академии индивидуальный и экспрессивный
стиль живописи получил выражение в творчестве Ши Тао и Чжу Да, в их сочинениях
по теории живописи. Серьезную веху в процессе философско-эстетического
осмысления художественной культуры составил трактат Цзян Цзы о портрете. Все
эти трактаты обобщили опыт художественной культуры своего времени и в известной
мере предопределили ее дальнейшее развитие.
Второй этап отмечен деятельностью нескольких выдающихся теоретиков искусства, чем сочинения отличаются большой обстоятельностью, в разработке теоретических проблем: трактаты Б.У. Янету, Тан Дая, Фан Сюня, Гэна по общим проблемам эстетики, Хуаоь Юя о категориях (Пине) живописи, раскрывающих природу художественного