Пользовательского поиска
|
традициями русской
культуры, проявившийся в безудержной проповеди индивидуализма. Демонстративное
самообожествление личности, с которым мы встречаемся в творчестве практически
всех декадентов, приводило к нравственному релятивизму, нарочистому размыванию
границ между добром и злом, что, в свою очередь, открывало в искусстве дорогу
мотивам демонизма, «сатанинства», греховного наслаждения. Отныне ситуация
человека – это ситуация Нарцисса. Человек видит мир лишь как отражение своего
«я». Итогом последовательного утверждения индивидуализма в качестве
универсального жизненного принципа неизбежно становится солипсизм. Один из
ведущих теоретиков русского символизма, представитель старшего поколения В.
Брюсов, писал, например: «Человек как личность отделен от других как бы
неодолимыми преградами. «Я» - нечто давлеющее себе, сила творческая, которая
все свое будущее почерпает из себя. Мир есть мое представление» [31].
Особое значение это
находит в выражении духа эпохи через предельные образы индивидуализма – образ
Сверхчеловека, Человекобога, образ Демона, которые проходят через творчество
многих художников и писателей.
На рубеже веков как нигде
и никогда в России был популярен Фридрих Ницше. Его презрение к обыденной
жизни, призыв к переоценке всех ценностей оказали долговременное, до сих пор до
конца не осмысленное воздействие на русскую мысль. По словам авторитетного
свидетеля: «Ницше – настоящий бог молодежи того десятилетия». «В эту зиму все
читали «Так говорил Заратустра», - вспоминала Л.Д. Менделеева в
Старинная проповедь Ницше
вовсе не была рассчитана на практическую реализацию. Но на русской почве она
приобретала конкретные черты, называвшиеся зримыми и доступными для воплощения
в жизнь каждого. То, что для Ницше и большинства его европейских читателей было
полетом духа и изысканной метафорой, которую лишь варвар может принимать
буквально, в России стало базой для социальной практики.
Новый человек, Сверхчеловек, попиравший своими существованием отживший здравый смысл, должен быть создан и будет создан именно здесь. Русские философы, начиная с Владимира Соловьева, признавала строить Богочеловечество здесь, на земле, переделывая тварного человека. Потом этот импульс истощился в магических абстракциях