Пользовательского поиска
|
Отмечая наличие глубоких
связей и переклички многих аспектов в картине мира Древней и Средневековой Руси
и Россией конца XIX
– начале ХХ в., мы подробнее остановимся на основных характеристиках последней.
Это послужит нам основанием для перехода к ведущим тенденциям в художественной
культуре современной России.
Кризис западноевропейской
культуры, охвативший ее во второй половине XIX в., разразился и в России в 90-е
годы. «Люди стали жить старинной, совсем чуждой человечеству жизнью, - писал,
характеризуя это время, А. Блок. – Прежде думали, что жизнь должна быть
свободной, красивой, религиозной, творческой. Природа, искусство, литература –
были на первом месте. Теперь развилась порода людей, совершенно перевернувшись
эти понятия и тем самым не менее считающихся здоровыми… Они утратили понемногу,
идя путями томления, сначала Бога, потом мир, наконец – самих себя. Как бы
циркулем они стали вычеркивать какой-то механический круг, теснясь и давя друг
друга, все чувства, наклонности, привязанности. Этот заранее вычерченный круг
стал зваться жизнью нормального человека» [31].
В словах Блока – указание
на нецельность переживаемой эпохи, механичность и бездуховность ее. Это
рождение новой картины мира в недрах «умирающей», разрушающейся прежней
традиционной [36].
Одним из значительных
проявлений становящейся картины мира является эстетический протест против
«покушения на личность». Ведь не секрет, что прагматизм и техногенность
современной цивилизации ведут к обезличиванию, автоматизации, овеществлению
человеческого общества, а в конечном итоге – к отчуждению от человека его
родовой сущности.
Своеобразной реакцией на
этот процесс и одновременно болезненным порождением его стал развившийся
вначале в Европе, а затем перешедший в Россию так называемый декаданс.
Интересна характеристика данного явления из уст А.В Луначарского: «Конец века
шел под знаменем декаданса. Под декадансом, согласно определению талантливейших
декадентов, надо понимать сознательное устремление от ценностей расцвета жизни
к ценностям или, вернее, минус – ценностям жизненного упадка, то есть красоте
угасания, красоте, черпающей обаяние в баюкающей силе вялых ритмов, бледны
образов, получувств, в очаровании каким обладают для усталой души настроения
покорности и забвения и все, что их навевает».
Идея упадка возникла как
противодействие идее всеобщего прогресса.
Почвой, питавшей настроения глубокой депрессии и упадка воли, характерных для декаданса был объявленный в декларациях декадентов полный разрыв с демократическим