Пользовательского поиска
|
Камень в традиционной
картине мира выступает символом, выражающим принципы «недеяния» - покоя,
отстраненности и в то же время твердости, постоянства.
С другой стороны картина
мира включает в себя и процессы изменения, перехода одной формы в другую. Лучше
всего это фиксируют водные и воздушные стихии. Водные просторы рек, водопады,
дымки и облака – все это лепестки Абсолютного Дао, ядра китайской традиционной
китайской картины мира. Искусство изображать водную гладь и рябь, струи
водопада, причудливые формы облаков стало в Китае объектом пристального
изучения, о нем созданы специальные даосисткие трактаты.
Именно в них предначертан
еще один важный эстетический принцип: «Великое совершенство похоже на
несовершенство». Постулат Лао-цзи о внешней непривлекательности истины и,
напротив, привлекательности лжи, призывал художника бежать от красивости,
избегать желания нравиться и не страшиться истины, как бы ни была она сурова и
непривлекательна.
Для китайской традиционной
картины мира, реализуемой в искусстве, присущи два эстетических параметра:
философия и каллиграфия. Это значит, что лицо художника выражают дух и линия.
Камни, деревья, водные потоки, цветы, птицы и даже человек даны в
типизированном, а не индивидуализированном виде. Леви - Строссу – китайская
живопись представляется наиболее яркой иллюстрацией единства письменности и
живописного языка: «Графические символы, особенно символы китайского письма,
обладают эстетическими свойствами независимо от интеллектуальных значений,
которые они обязаны передавать» [32].
Основным недостатком
живописи считалась вульгарность, в которой несколько уровней: вульгарный дух,
вульгарный ритм, вульгарная кисть, вульгарный замысел, вульгарный человек –
художник. Бегство от вульгарности – основа творческой жизни древнего китайца.
Таким образом, наиболее
значительным и выразительным фактором традиционной картины мира была живопись.
Причем искусство Китая никогда не было «эстетством», «искусством для
искусства», оно всегда содержало в себе задачу нравственного совершенствования
личности, требуя не только ассоциативного мышления, но и непосредственного
восхищения природой и работой мастера: «Картина подобна ее автору, кисть бывает
высокой и низкой так же, как моральные качества человека» [25].
2 Трансформация традиционной картины мира в
художественной культуре России и Китая на начале ХХ века