Пользовательского поиска
|
Древние поэты вели беседы
с цветами, доверяя им свои тайные мысли как близким, все понимающим друзьям.
В наши дни эти традиции не
исчезли. Так, знаменитый китайский художник Ци Бай-ши написал для своего
ученика небольшую картину – две обращенные друг к другу орхидеи в стакане – и
сделал надпись: «Диалог» - «Тая улыбку, друг против друга, ведут беседу от
сердца к сердцу».
Исходя из исходя из
даосистской практики вживания в мир, контактировать с миром можно не только
через отдельных его представителей, но и непосредственно со всей целостностью.
Достаточно наглядно это демонстрировалось в пейзажной живописи. Пейзажи увидены
как бы с птичьего полета, что сообщает им широкую панораму и некоторую
созерцательную отстраненность. Часто художники населяют их одним-двумя
пешеходами. Эти маленькие фигурки как бы «запущены» в широкий мир, чтобы
приблизить его, сделать своим. Чаще всего путники никуда не торопятся –
любуются, стоя на мостике, закатом или восходом или созерцают луну. Они вносят
в пейзаж неторопливый мир странничества и выключенности из условностей
человеческого общежития [26].
В пейзажной живописи лучше
всего находит свое отражение ведущий принцип традиционной китайской картины
мира – единство и взаимопроникновение естественного и искусственного,
рукотворного и нерукотворного, достоверного и условного. Большинство
пейзажистов Китая осознавало, что искусство пейзажа – это высокая миссия
создания макромира, адекватного всему мирозданию. Объекты, принадлежащие земле
и небу: дерево, камень, вода (а также их инварианты – облако, туман, дымка) –
выступает как архетипы культуры.
«Поэтика камня, эстетическое
сознание и художественное освоение гор составляют одну из важнейших граней
практика и теории китайского искусства. Границы эстетического осознания камня
китайскими художниками и поэтами очень широки. Они определяются даосистской
традицией уподобления себя простоте обычного камня («ши») и конфуцианским
стремлением и самосовершенствованием, доведенному до изысканности яшмы и
нефрита («юй») [37]. Эстетическая значимость камня, сказалась с особой
определенностью в знаменитых «садах камней» при монастырях. В истории китайской
культуры сложилось так, что обработка яшмы, создание тончайших изделий из
нефрита стали уделом народных мастеров – безымянных творцов прикладного
искусства, тогда как простой камень обрел свое место в элитарной поэзии и
живописи. Прославленные своей красотой горы, фантастические по форме камни
часто бывают объектами поэзии и живописи. Для некоторых художников камень был
столь значим, что они вводили в свой псевдоним иероглиф «ши» (камень).