Пользовательского поиска
|
жанре присутствует и
обостренное чутье к фальши, красивости, полноценной возвышенности.
Живопись цветов дикой
сливы мэйхуа является одной из самых распространенных и утонченных тем в жанре
«цветы и птицы». Живопись эти развивалась параллельно с живописью «бамбука» и
была особенно любима поэтами - даошистами. Большая популярность живописи
«мэйхуа» объяснялась философским содержанием, заложенным в ней, ее поэтической
интерпретацией и особенно общенациональной этической символикой. Подобно
бамбуку, мэйхуа символизирует благородную чистоту, несгибаемость, так как живые
соки сохраняются в деревьях мэй и в лютне морозы.
В древнем трактате «Слово
о живописи из Сада с горчичное зерно» не только даны образцы изображений и
техника исполнения, разработанная для этого жанра, но и все это связано с
космологическим принципом подобия философии даосизма. Единое – мир реализуется
через единственное – дерево, цветок. Образно говоря, сквозь причудливые
переплетения прожилок лепестков цветка просвечиваются грандиозные контуры мироздания.
Образность дерева мэй и есть его живое одухотворяющее начало «ци». Цветы
олицетворяют солнечное начало, они построены по принципу «ян»; само дерево,
ствол, ветви полны соками земли, выражает и таинственную силу «инь». Цветоножка
символизирует абсолютное начало мира – «тай-цзы». Чашечка, поддерживая цветок,
воплощает три силы – небо, землю, человека, и поэтому рисуется тремя точками.
Сам цветок является олицетворением пяти первоэлементов, и поэтому изображается
с пятью лепестками.
Вступить в общение с
цветком можно, лишь полностью на нем сосредоточившись, когда посторонние мысли
не будут мешать осознанию цветка и его «цветочности». Через глубинное
сосредоточение происходит освобождение от поведения, постигается внешний смысл
искусства и бытия. Все, что ни видишь, - цветок, все, о чем ни думаешь, - луна.
Для кого вещи не цветок, тот варвар. У кого в сердце нет цветка, тот зверь.
Цветы такие же живые и
любимые, как люди. У них своя иерархия, они подчиняются и гармонично
сочетаются. «Цветы сливы имеют своих «камеристок»: магнолию, камелию; у пиона
«камеристки» - шиповник, роза, боярышник; у белого пиона – магнолия и алтей; у
цветов граната – ноготки, тысячелистник…
Согласно китайской традиции человек должен отойти в сторону, чтобы не мешало цветку выявить себя. Человек скорее слуга цветка, чем его господин. К любому цветку могли относиться как к любимой женщине [28]. Китайский император Танской эпохи (VII-X вв.) приглашал в весеннюю пору в свой сад музыкантов, чтобы они услаждали слух цветов.