Пользовательского поиска
|
текстов. Здесь же
выявляются восемь болезней (пороков), которые должен избегать художник.
Например, линия «пе» должна быть похожа на хвост крысы, линия «шу» - на ногу
аиста, линия «хэн» - на секцию бамбука или сломанную ветку [15].
Красота китайской каллиграфии
– в выразительности пластических элементов, в нахождении равновесия, в
динамичности, в отсутствии застывшей симметрии. Именно каллиграфия создала
шкалу оценок для произведений живописи. Каллиграфия справедливо связывается с
искусством танца. Даже танцы на льду оцениваются по оставленным танцорами
узорам, по их «ледовой» каллиграфии.
Иероглифика хранит на себе
печать экологичности, бережного, прямо-таки трепетного отношения к природе.
Творчество художников призывает людей оберегать творения природы.
«Китая – родина уникальной
живописи «цветов и птиц», «растений и насекомых». Жанр этот зародился в IX веке. Но не теряет своего значения и
в наше время. В нем с особой силой выражены пантеистические мотивы традиционной
китайской картины мира. Художники, работавшие в этом жанре, стремились через
изображение отдельных элементов природы добиться выражения столь же
значительных идей, что и создатели монументальных пейзажных композиций. Птицы,
звери, насекомые и цветы, переданные с большой правдивостью приближали природу
к человеку, связывая его с тайнами мира бесчисленными нитями тонких поэтических
переживаний.
«Духовное значение жанра
«цветы и птицы» в живописи то же, что и в поэзии. Так, например, разные сорта
пиона и виды птиц, подобные фениксу и зимородку, символизируют богатство и
благородство, тогда как сосна, бамбук, хризантемы, гуси воплощают уединение и
праздность» [15]. Чтобы овладеть этим жанром, надо не только изучать живописную
манеру предшественников – классиков, но ин научиться различать в природе
удивительное, прекрасное, загадочное. Из «благородных цветов» излюбленными
объектами изображения были пион, лотос, цвет дикой сливы – мэйхуа. Из обычных
цветов – вьюнок, бегония, петушиный гребень. В свитках этого цикла витают
бабочки и пчелы, богомолы и стрекозы, цикады и мухи. Здесь можно также
встретить представителей водной фауны; рыбешки, головастики, лягушки, крабы,
креветки не были обойдены эстетическим вниманием. Богат и разнообразен мир птиц
– гуси, уточки-мандаринки, райские птицы, орлы, сороки и даже непритязательный,
шустрый и невзрачный воробей.
Полнокровность и жизнеутверждающий взгляд на мир, умение выбрать главное, ощущение эстетической неисчерпаемости любого явления и вечная неудовлетворенность художника в политике постичь его отмечают этот стиль. Необходимо отметить, что в данном