Пользовательского поиска
|
вершины – без камней. Они,
как брови, тонки, неясны. Далекие течения – без волны: они в высотах, с тучами
равны. Такое в этом откровенье!».
Таким образом, китайские
картины не являлись натурными зарисовками. Весь их композиционный строй,
особенности перспективы были рассчитаны на то, чтобы человек, их
воспринимающий, ощущал себя не центром мироздания, а мельчайшей частью,
подчиненной его законам. В китайских пейзажных композициях отсутствует линейная
перспектива, замененная так зазываемой рассеянной перспективой, нет единой
точки схода, пространство как бы распространяется ввысь, горные пики
устремляются в небеса, хижины и лесные тропинки, теряются в необъятных
просторах природы. Мир вымысла сочетается в китайских картинках с миром
реальности. И вместе с тем ценность китайской пейзажной живописи заключается в
том, что навеянные самой природой вдохновение и концентрация поэтических
глубоких чувств сохранились для грядущих поколений независимо от того скрытого
подтекста, который имел значение во время создания этих картин.
Искусство Китая глубоко
пронизано высокими философскими идеями и мудрыми поучениями. Оно гуманистично и
величественно. В нем воспевается красота мира и гармония природы. Идея
гармоничного единения человека с природой стала не только душой китайского
искусства, но и способом осмысления бытия, ибо прочно вошла в традиционную
картину мира и определяло всю последующую судьбу культуры Китая.
Даже письменность китайцев
трепетно красива и чрезвычайно сложна для усвоения людьми других типов
культуры. Каждый иероглиф выговаривается с определенной мелодией, поэтому
многие слова, произносимые с помощью одних и тех же звуков, в зависимости от
тона имеют абсолютно разные значения. Почерк всегда имел и имеет громадное
значение – именно по нему зачастую выносится суждение о корреспонденте. Крайне
важными являются также и цвет, и качество бумаги и туши, манера и содержание
написанного. Они варьировались в зависимости от времени года.
Иероглиф с его графической
выразительностью предстает в восточных культурах как идеальная структурная
модель художественного произведения, а через него, в свою очередь, всего
мироздания. Иероглифические формы укладываются в архитектуре, и в изделиях
прикладного искусства, и даже в самой природе – в сплетении стеблей травы или
ветвей деревьев.
Характерное для
традиционной китайской картины мира «соединение несоединяемого» лучше всего
проявляет себя в слиянии живописи и каллиграфии. Их сближению способствовал и
изобретенный Ван Си-чжи в IV
веке метод неотрывного письма, благодаря которому каллиграфия утратила свою
графическую жесткость, приобрела большую выразительность.