Пользовательского поиска
|
воды»), обобщил и
синтезировал наблюдения над самыми характерными особенностями китайского
ландшафта и особого к ним отношения.
Живописцы, философы и
теоретики искусства X-XI веков по-новому осмысляли красоту
природы, вечное обновление которой в их создании отождествляется с идеей
прочности, незыблемости бытия. Мудрая непреклонность ее законов возводится в
ранг нравственного эталона, становится предметом благоговейного исследования,
отождествляется со всеми проявлениями духовной жизни человека. Природа отечества
героизируется, в ней воплощается образ всего мироздания. Пейзаж «шань-шуй» стал
выразителем самых возвышенных эмоций и носителем важнейших идей китайской
традиционной картины мира. Картины – свитки, о которых мы уже упоминали,
изображающие жизнь природы, приобрели поистине универсальную значимость. Они
превратились в средство утонченного духовного общения, способ передачи мысли,
символических благопожеланий. В них нашли свое отражение наиболее полное и
разнообразное воплощение эстетические идеалы эпохи.
Существенен вклад в теорию
и практику эстетических канонов китайской живописи знаменитого мастера Ван Вэя
(699 – 759 гг.). В его картине «Просвет после снегопада» мир природы ощущается
как торжество единства и гармонии всех его составляющих явлений. Этому
способствует то, что он отказывается от многоцветной палитры и пишет только
размывами черной туши, через тональное единство добиваясь впечатления
целостности увиденного мира. Гораздо свободнее он и в композиционном построении
пейзажа. Воспроизводя образ зимы, вынося на передний план лишь слегка
намеченную гладь замерзшей реки и рисуя на дальнем плане поросшие деревьями
холмы, Ван Вэй создает более плавные переходы от одного плана к другому,
скрадывая явную кулисность, которая была у его предшественников. Природа – его
единственный объект изображения. Она приобретает художественную самоценность.
Это уже поэтическая интерпретация мира природы в пейзажной живописи. Хотя у Ван
Вэя мы встречаем и пейзажные тона в его поэзии. Он впервые нашел адекватную
зримую форму тем эмоциям, которые воплотились и в его стихах. Недаром о нем
говорили впоследствии, что его стих подобны картинам так, как картины подобны
стихам [15].
Шагом к воплощению целостного образа мира была не только единая композиция и тональность его пейзажей, но и более точное масштабное сопоставление всех элементов пейзажа, которым Ван Вэй придавал особый, важный смысл. Недаром в созданном им трактате «Тайны живописи», вдохновенно воспевающем красоту природы и способы ее раскрытия, он писал: «Далекие фигуры – без ртов, далекие деревья – без ветвей. Далекие