Пользовательского поиска
|
представлений человека о
мире разные поколения на разных этапах обращались к эстетическим возможностям
пластики, каллиграфии, живописи в ее многочисленных аспектах. Так, например,
вместе с приходом в Китай в первых веках нашей эры религии буддизма, иконографические
каноны которой отразили идеалы, сложившиеся за пределами этой страны,
символический облик Вселенной отождествлялся с образами милосердных и карающих
божеств, населяющих небесные и подземные миры, а одним из ведущих видов
искусства IV-VIII веков стала скальная храмовая
культура. В XI-XIII веках, когда ортодоксальный буддизм
пришел в упадок, уже не скульптура, а живопись и каллиграфия выражали
пантеистическое сознание. Особенности картины мира в период позднего
средневековья с набольшей полнотой выявились через архитектуру и художественные
ремесла.
И все же господствующее
положение не столько даже как жанр искусства, сколько как особое мироощущение
занимал пейзаж. Он пронизывал собой все. Живописное пейзажное начало стало
определяющим и для китайской поэзии, декоративных искусств. В ассоциативности
мотивов художественных ремесел, в торжественном спокойствии и отчужденности от
суеты средневекового китайского портрета прямо или косвенно отразилось то
развитое чувство природы, то ощущение вечности и гармонического единства мира,
которые так совершенно проявились в пейзажной живописи Китая. За частным
мастера всегда видели всеобщее, сообщая каждой малости универсальную
значимость.
Традиционную картину мира
выражало единство, глубокое родство, сочетающихся в призмах живописи и
зодчества Китая. И архитектура, основанная на решении широких пространственных
задач, и живопись являлись как бы различными формами выражения представлений о
мире, подчиненных общим законам. Подобно художнику-пейзажисту, стремящемуся к
фиксации не столько конкретных деталей местности, сколько к созданию образа
мира в целом, где противоборствуют стихийные космические начала, китайский
зодчий, для которого понятие долга включало понятие природного окружения,
воспринимал создаваемые им дворцы и храмы как неотъемлемую часть необозримого
природного ансамбля. И хотя традиции зодчества были более древними, чем
традиции живописи, только в пору зрелого средневековья, одновременно с
совершенствованием мастерства пространственной композиции в живописи, китайские
зодчие овладели неповторимым искусством использования природных просторов как
живописного фона в своих садово-парковых ансамблях.
Неустанное наблюдение природы, тяга к обобщению ее законов способствовали кристаллизации художественных приемов, превращению их в стройную систему. Результатом долгих художественных поисков явились оформление картин в виде длинных