Пользовательского поиска
|
отличалась не только
богатством аспектов, но и большой жизнестойкостью. Несмотря на бесчисленные
войны, мятежи, разрушения, производимые завоеваниями страны, художественная
жизнь Древнего и Средневекового Китая, а именно там закладывались глубинные
основания его картины мира, в целом была весьма активной. В течение многих
веков она не утрачивала своей интенсивности, оставляя в себе все внешние
воздействия, сохраняя свою монолитность. Китайцы оставили потомкам богатое
культурное наследие. Гений китайских мастеров прошлого вызвал к жизни
неповторимые по красоте, яркой самобытности и разнообразного произведения
зодчества, скульптуры, живописи и художественных ремесел, донес до наших дней
одухотворенное звучание лирической поэзии, неистощимую фантастику легенд и
мифов, пряный аромат городских новелл.
Даже в сравнении с
традиционной картиной мира России, китайская картина мира выглядит более
устойчивой и неизменной, почти не подвергающаяся значительной трансформации.
Особенности
художественного мировосприятия, своеобразие исторических судеб, жизненных
условий, климата и ландшафта Китая породили свои выразительные приемы,
способствовали сложению неповторимой образной системы. Как и в любой другой
стране, мир природы был в Китае с глубокой древности объектом пристального
наблюдения и одним из ведущих элементов мифопоэтической картины мира. Однако, в
отличие от тех стран, где мерой всех вещей стал человек, через образ которого
передавались ощущения жизни и представления о мире, в стране гор и обширных
речных долин, где стихия засух и наводнений исстари властвовала над человеком,
таким эталоном стала сама природа. Она превратилась в объект религиозного
поклонения и философского осмысления, эстетического созерцания и поведенческого
подражания ей. Под воздействием благоговейного отношения к природе как
огромному космосу, малой частицей которого является человек, сформировалось
художественное сознание китайского народа. Вся жизнь человека, вся его духовная
деятельность стали соизмеряться с природой, а общение с ней превратилось в
сложную и детально разработанную эстетическую систему. Открытие эстетической
ценности природы в традиционной картине мира Китая обусловило сложение
своеобразного композиционного и пространственного мышления, вызвало гораздо
более раннее, чем в других странах, возникновение самостоятельного жанра
пейзажной живописи, на многие века завоевавшего ведущее положение в
художественной картине мира. Именно через природу шло осмысление и усвоение
главных законов бытия, вопросов о смысле жизни человека и общества.
Естественно, что пейзажная живопись не исчерпывала всего многообразия тем и образов китайского миропонимания. В поисках наиболее всеобъемлющего выражения