Пользовательского поиска
|
Лучшим выразительным
средством софийности древнерусской художественной и религиозной картины мира
служила икона. Икона, это «окно» в мир духовных, трансцендентных религий,
выступала также одним из важнейших путей к Богу. При этом на Руси высоко
ценилась не только направленность этого пути снизу вверх (от человека к
«горному миру»), но и обратно – от Бога к человеку. Бог же понимался
средневековым русским сознанием как средоточие всех позитивных, доведенных до
предела идеализации свойств и характеристик «земного» понимания блага,
добродетели, нравственного и эстетического совершенства, то есть выступая
идеалом, предельно удаленным от человеческого земного бытия. Среди главных его
характеристик чаще всего фигурируют святость, «честность», чистота, светоносность
– главные ценности, на которых основывается религия [7].
Другая составляющая
традиционной картины мира – святость – в самом широком древнерусском
православном понимании есть безгреховность, и в строгом смысле «один Бог свят».
Применительно же к человеку святость означает состояние, максимально далекое от
греха; означает оно также состояние особой выделенности человека из общей
массы. Эта выделенность (или отделенность) проявляется в необыкновенных благих
деяниях личности, в отмеченных мудростью и прозорливостью речах, в
поразительных душевных качествах. После принятия христианства в древнерусской
духовности рядом со святыми богатырями появляются герои совершенно особого рода
– страстотерпцы. Первые русские страстотерпцы – Борис и Глеб. Однако, братья,
князья-воины не совершают доблестных ратных подвигов. Более того, в минуту
опасности они сознательно оставляют меч в ножнах и добровольно принимают
смерть. Образы святых – страстотерпцев были, говоря словами Г.П. Федотова,
подлинным религиозным открытием новокрещенного русского народа. Почему?
Древнерусский человек
видел прежде всего в поведении Бориса и Глеба явленную не на словах, а на деле
готовность к безусловной реализации христианских идеалов: смирения, кроткости,
любви к ближнему – вплоть до самопожертвования.
Осуществив высшие
христианские идеалы ценой собственной жизни, князья с предельной полнотой
уподобились Богу–Сыну – Иисусу Христу. И потому занимают почетное место в
иерархии святых. Но и в посмертном своем житии они помогают Родине, защищают
Русь, покровительствуют русскому воинству.
Так, через категорию святости достаточно очевидно соединение эстетического и этического в духовном, религиозном факторе картины мира Древней Руси. Высшим этапом воплощения добра и красоты может выступать творчество Андрея Рублева. Философия –