Пользовательского поиска
|
картинка “Бык не захотел быть быком”,
где в иносказательной форме выражаются мечты народа о социальной
справедливости.
Основные мотивы устной народной драмы
— резкое обличение царя-злодея (драма “Царь Максимилиан”), насмешка слуги над
разорившимся дворянином (“Мнимый барин”), призывы к расправе над дворянами
(“Лодка”). Этот жанр устного народного творчества отразил в доходчивой игровой
форме классовые противоречия того времени.
Русский демократический театр XVIII в.
также показывал дворян и церковников в их истинном неприглядном виде,
сатирически разоблачал глупость судейского чиновника, алчность и невежество
чужеземного доктора-шарлатана, дурость и спесь барина-тунеядца. Для народного
театра характерны резкий гротеск в обрисовке характеров, выразительность жеста
и диалога, частая импровизация текста с использованием общеполитических и
местных житейских тем. Эти народные представления послужили одной из
национальных основ русской бытовой и сатирической драматургии второй половины
XVIII в.
Художественные вкусы трудового народа
находят яркое воплощение в произведениях прикладного искусства. В творениях
народных мастеров встречаются изображения народного быта, сатирические
зарисовки представителей правящих классов, сказочные образы, растительный и
геометрический орнамент.
Украшались резьбой или росписью
прялки, ткацкие станки и т. д. Расписные детские игрушки XVIII в. в гротескной
форме высмеивают жеманную, изнеженную барыню, самодовольного купца,
модника-вельможу. Изображения животных и птиц (петуха, сокола, коня, лебедя и
т. д.) можно найти на всевозможных предметах бытового обихода, мебели,
пряничных досках и т. п.
Бедна была посуда крестьянина, но как
любовно расписаны глиняные и деревянные чаши и ковши, какой тонкой резьбой
покрыты берестяные туеса и деревянные шкатулки, сколько строгого вкуса вложено
в узорные ткани, тонкие кружева и красочные вышивки!
Культура правящих
классов. Классицизм
Русская культура второй половины XVIII
в. отражает черты подымающейся нации. Возрастает общественная роль художественной
литературы, которая постепенно теряет прежний анонимный и рукописный характер.
Передовые писатели выступают активными борцами за идеи просветительства;
возникают первые литературные журналы.