Пользовательского поиска
|
Центральное место в устном народном
творчестве XVIII в. занимают песни и предания о Пугачеве. Недаром А. С. Пушкин
ценил в них “печать живой современности”. Эти песни создавались в ходе боев
восставших с Царскими войсками. Народ видит в Пугачеве не “государственного
вора, изверга, злодея и самозванца”, как именовали его царские манифесты, а
народного царя, крестьянского заступника и мстителя. В народных преданиях
Пугачев — богатырь, герой-полководец, кровно связанный с народом и
противостоящий дворянству; он стал во главе восставших, которые...
"задумали дело правое, // Дело правое, думу честную: // Мы дворян господ —
на веревочки, // Мы дьяков да ярыг — на ошейнички, // Мы заводчиков — на
березоньки".
Народ не поверил даже смерти Пугачева
— настолько велика была уверенность в его силе. Подвиг Пугачева воспет не
только русскими: башкиры, мордва, татары, удмурты видели в нем выразителя
народных чаяний. Вместе с Пугачевым в башкирских песнях прославлен и его
соратник Салават Юлаев.
Кроме песен о Пугачеве, в XVIII в.
пользовались популярностью ранее созданные песни о Разине, о “добрых молодцах,
вольных людях”. Такова знаменитая песня “Не шуми, мати зеленая дубравушка”.
В XVIII в. продолжали широко бытовать
традиционные жанры народного творчества — былины, сказки, пословицы, поговорки,
бытовые песни и т. д. Нельзя считать случайностью, что в XVIII в. были записаны
пословицы, отражающие представление о воле: “воля господину, а неволя холопу”,
“воля неволи не хочет”, “в поле — воля”.
В рукописную демократическую литературу XVIII в. проникли произведения народного творчества, которые не могли быть напечатаны из-за цензурных рогаток. Таков “Плач холопов”, который выразительными сравнениями раскрывает “свирепство” бар и подневольное положение крепостных. “Куда бы ты ни сунься — везде господа”, — горестно восклицает неизвестный автор “Плача”; смерть — вот единственное избавление от тяжелой судьбы. Трудная жизнь голодающих дворовых отразилась в крестьянской “Повести пахринской деревни Камкина”. То жалоба, то горький смех сквозь слезы слышатся в рукописных пародиях на официальные документы. В “Глухом паспорте” автор с горечью говорит о невозможности беглому крестьянину найти работу; нищета толкает его на путь грабежа и разбоя. Тяжкая солдатская служба ярко описана в рукописных повестях солдатского происхождения — в пародийной челобитной к богу и в “Горестном сказании”. Народная сатира проникает и в лубочные листы — такова