Пользовательского поиска
|
На взгляды Ломоносова оказали влияние
теория “просвещенного абсолютизма” и мужицкая вера “в хорошего царя”. Не
понимая, что самодержавие превратилось в реакционную силу, он возлагал надежды
на реформы сверху.
Буржуазная направленность взглядов
Ломоносова отчетливо выступила в вопросах просвещения, которому он, как и все
просветители, придавал решающее значение. В области образования Ломоносов
выдвигал буржуазный принцип бессословной школы и требование обучения крестьян.
“В университете тот студент почтеннее, кто больше знает. А чей он сын, в том
нет нужды”, — смело утверждал он и добился того, что первый в России
университет стал бессословным учебным заведением, рассчитанным на “генеральное
обучение” разночинцев. Преподавание в университете на русском языке вместо
латинского также было продиктовано стремлением разрушить сословную школу и
сделать образование более доступным народу.
Ломоносов требовал запрещения всякого
вмешательства церкви в дела науки и просвещения. Московский университет, в
отличие от всех университетов мира, по его настоянию, не имел богословского
факультета.
Взгляды Ломоносова складывались на
рубеже двух этапов в истории русской общественно-политической мысли. Отсюда их
внутренняя противоречивость. Непонимание органической связи между
самодержавием, крепостничеством и отсталостью страны, объясняющее отсутствие
прямых высказываний против феодальных порядков, идеализация Петра I и его
преобразований сближали Ломоносова с Татищевым, Кантемиром, Прокоповичем,
Посошковым. В то же время буржуазная, антидворянская направленность
деятельности Ломоносова пробивала дорогу рождавшемуся русскому просветительству
и способствовала формированию антикрепостнического направления
общественно-политической мысли.
Критика
крепостничества
Прошло всего несколько лет после
смерти Ломоносова, как представители этого нового направления выступили с
открытой критикой крепостничества.
Солдатский сын, питомец Академии, продолживший образование за границей, Алексей Яковлевич Поленов (1749 – 1816 гг.) в работе “О крепостном состоянии крестьян в России”, представленной на конкурс Вольного экономического общества, исходил из общих положений французских просветителей. Крепостнической теории об извечном существовании рабства он противопоставлял положение о том, что свободные крестьяне были