Пользовательского поиска
|
того времени, обучавшая не только
чтению, письму, арифметике, но и геометрии, фортификации, артиллерии. Не
случайно во второй половине XVIII в. отставной солдат наряду с дьячком
становится учителем грамоты и в деревне и в городе — вспомним отставного сержанта
Цыфиркина, честного и бескорыстного, тщетно пытавшегося обучить Митрофанушку
“цыфирной мудрости”. Солдатские дети составляли основную массу студентов
Московского и Петербургского университетов. К типу солдатских принадлежали
также национальные военные школы, открытые во второй половине XVIII в. на
Северном Кавказе (Кизлярская, Моздокская и Екатериноградская).
Второй тип школ в России XVIII в. —
это закрытые дворянские учебные заведения: частные пансионы, шляхетские
корпуса, институты благородных девиц и т. д., всего более 60 учебных заведений,
где обучалось около 4,5 тыс. дворянских детей. Хотя в шляхетских корпусах
(Сухопутном, Морском, Артиллерийской, Инженерном) готовили главным образом
офицеров для армии и флота, они давали широкое по тому времени общее
образование. В них учились первые русские актеры братья Волковы и драматург
Сумароков; ученики участвовали в спектаклях придворного театра. Сословными
учебными заведениями были и благородные пансионы — частные и государственные:
Смольный институт благородных девиц, Благородный пансион при Московском
университете и т. д. Из них выходили хорошо образованные дворяне, воспринявшие
идеологию своего класса. Эти учебные заведения пользовались наибольшей финансовой
поддержкой правительства: на один Смольный институт отпускалось 100 тыс. руб. в
год, в то время как на все народные школы давалось по 10 тыс. руб. на губернию,
да и эти деньги шли не только на народное образование, но и на нужды
“общественного призрения” — больницы, богадельни и пр.
К третьему типу учебных заведений относятся духовные семинарии и школы. Их насчитывалось 66, в них обучалось 20 393 человека (имеются в виду только православные школы). Это были также сословные школы, предназначаемые для детей духовенства; разночинцев в них, как правило, не принимали. Главной задачей этих школ была подготовка преданных церкви и царю священников, но воспитанники семинарий получали и общее образование, нередко становились проводниками грамотности в своих приходах. Небольшое количество (около двух десятков) специальных школ (горные, медицинские, штурманские, межевые, коммерческие и др.), а также основанная в 1757 г. Академия художеств,