Пользовательского поиска
|
утопический роман, изображение
идеальной, несуществующей страны, куда попадает после кораблекрушения шведский
офицер. Но эта вымышленная страна является лишь преобразованной согласно с
идеалами Щербатова дворянской, крепостнической Россией. В “земле Офирской”
население разделено на замкнутые сословия, где большинство людей — рабы,
находящиеся в полной зависимости от “сословия благородных”. “Благородные”
пользуются исключительным правом владения землей и крестьянами, занимают все
посты в учреждениях и армии. Система военных поселений освобождает страну от
рекрутчины, создает постоянную армию и обеспечивает быстрое подавление
“внутреннего беспокойства”. Во главе управления стоят “вышнее правительство” и
“совет вельмож” из представителей замкнутой касты аристократов, наделенных
огромными привилегиями. Монарх находится под их постоянным контролем и не имеет
права самостоятельно решать ни одного вопроса.
“Философ на тоне” и
его окружение
Идеологи правящей группы дворянства
понимали, что в новых условиях необходимы и новые приемы сохранения
самодержавно-крепостнического строя. Они отказывались от характерной для
Щербатова апологетики крепостничества и рядились в одежды последователей и учеников
французских просветителей. Но они извращали просветительские теории,
выхолащивали их антифеодальную направленность и использовали их для целей,
диаметрально противоположных тем, которые ставили Вольтер, Дидро и Руссо.
Екатерина II заявляла, что “Дух законов”
Монтескье стал ее настольной книгой, из которой она переносила целые страницы в
свой Наказ. Вскоре после дворцового переворота 1762 г. императрица звала Дидро
приехать в Петербург для завершения публикации “Энциклопедии”, изданию которой
во Франции препятствовало королевское правительство. Несколько позже она
приглашала д'Аламбера поселиться в России и взять на себя воспитание ее сына,
наследника престола Павла. Начиная с 1763 г. Екатерина ведет оживленную
переписку с Вольтером, в которой именует его своим “учителем”. Гримм становится
ее доверенным лицом. Императрица советуется с просветителями относительно
ведения государственных дел, посылает им дорогие меха и коллекции золотых
монет, оказывает денежную помощь. Французские просветители провозглашают ее
“северной Семирамидой”, воспевают ее “просвещенный” ум и создают вокруг нее
нужную ей рекламу.