Пользовательского поиска
|
Влияние сентиментализма отразилось и в
архитектуре, особенно парковой, — с различными “гротами уединения”,
таинственными, скрытыми в полумраке беседками, в стилизации “дикой” природы.
Одна из работ агронома и дворянского мемуариста А. Т. Болотова так и называется:
“Некоторые общие примечания о садах нежно-меланхолических”. Большинство усадеб
XVIII в. было создано при участии или по проектам крепостных архитекторов и
садоводов.
В живописи сентиментализм сказался в
“чувствительных” сюжетах, в приторно-слащавой трактовке крестьянских образов, в
пасторальной обрисовке природы. В картине М. М. Иванова “Доение коровы” все
внимание художника сосредоточено не на крестьянах (его образы на них и не
похожи!), а на кротких овечках, на идиллической картине мирной сельской жизни.
Глядя на это полотно, нельзя подумать, что оно написано в 1772 г. — в
преддверии Крестьянской войны. Сильны сентиментальные темы и в творчестве
пейзажиста С. Ф. Щедрина, писавшего традиционные “ландшафты со скотиною”,
крестьянскими избами фантастической архитектуры и идиллическими “сельскими
увеселениями” пастухов и пастушек.
Одним из видных сентименталистов в
портретной живописи был В. Л. Боровиковский. Созданные им женские образы
(например, портрет М. И. Лопухиной) полны нежных элегических чувств и
идиллических настроений.
Основоположником сентиментализма в
русском театре является актер В. II. Померанцев. Театр 70 – 80-х годов XVIII в.
часто обращался к пасторальным операм и комедиям. Таков “Деревенский праздник”
Майкова, на котором умиленные крестьяне хором поют: “Много мы имеем в поле и
живем по нашей воле, ты нам барин и отец!”. Таковы же и “слезные драмы”
Хераскова с душераздирающими сценами и идиллическим концом, с вознаграждением
добродетели и обличением порока.
Сентиментально-идиллическая
“чувствительность” проникла и в музыку. Романс “Стонет сизый голубочек” (слова
И. И. Дмитриева, музыка Ф. М. Дубянского) надолго пережил своих создателей,
продолжая и в XIX в. тревожить сердца купчих и мещаночек.
Сентиментализм в русской культуре
возник в период формирования новых, буржуазных отношений в недрах
феодально-крепостнического строя, и его борьба с классицизмом была отражением
глубоких социально-экономических процессов. Поэтому при всей политической
ограниченности сентиментализма он был течением прогрессивным для своего
времени.