Пользовательского поиска
|
делают “Медного всадника” поэзией
истории, символом великого исторического призвания России.
Классицизм нашел отражение и в
исторической живописи. Обращают на себя внимание полотна А. П. Лосенко
“Владимир и Рогнеда” и “Прощание Гектора с Андромахой”, картина Г. И. Угрюмова
“Испытание силы Яна Усмаря”. Однако в живописи сказалась больше ограниченность
классицизма — отвлеченный идеальный характер образов, условность колорита,
подражание позам и жестам античных образцов.
Русский театральный классицизм, сложившийся
к середине XVIII в., был заложен драматургией Ломоносова и Сумарокова,
утвердивших национально-патриотическую тематику и просветительское направление
в театре. Распространение классицизма в театральном искусстве связано с
возникновением в Петербурге в 1756 г. профессионального государственного
публичного театра во главе с русским актером Ф. Г. Волковым. Крупнейшими
актерами русского театрального классицизма были также И. А. Дмитревский, П. А.
Плавильщиков, Т. М. Троепольская. Их игра отличалась тонким мастерством в
раскрытии страстей и мыслей, выразительностью декламации. Мастер большого
сценического темперамента, Ф. Г. Волков оставил по себе память вдохновенного
художника в героических образах свободолюбивых персонажей трагедии Сумарокова,
не сходивших со сцены в то время.
Сентиментализм
Классицизм не был единственным
течением дворянской культуры в век Просвещения. На смену ему пришел
сентиментализм. Он принес с собой внимание к чувствам и интересам простого
человека, преимущественно из “среднего” класса. Трагедию заменили “слезная
мещанская драма” и комическая опера. Возвышенный язык трагедийных героев
перестает волновать слушателей, с восторгом встречающих “смешение в действиях
забавы с горестью” и обливающихся слезами над чувствительными повестями.
Создатель жанра сентиментальной повести и сентиментального путешествия в
русской литературе, Н. М. Карамзин стремился передать тонкие и глубокие
переживания простых людей. Однако в своих произведениях он в консервативном
духе рисовал идиллические отношения между помещиками и крестьянами. Н. М.
Карамзин боялся выступлений крестьян, призрака французской буржуазной революции
XVIII в. и потому примирялся с крепостнической действительностью.