Пользовательского поиска
|
История
русской культуры и общественной мысли в России в XVIII веке
1.
Просвещение и наука
Восемнадцатый век в области культуры и
быта России — век глубоких социальных контрастов, подъема просвещения и науки.
Недоросль Митрофанушка и гениальный Ломоносов, лапти с зипунами и роскошь
туалетов императрицы, курная изба и великие творения русских архитекторов — все
это существовало в одно и то же время, отражая разный уровень культуры
эксплуатируемых и господствующих классов.
Просвещение
На грани XIX в. в России числилось 550
учебных заведений и 62 тыс. учащихся. Эти цифры показывают подъем грамотности в
России и вместе с тем ее отставание по сравнению с Западной Европой: в Англии в
конце XVIII в. насчитывалось в одних только воскресных школах более 250 тыс. учащихся,
а во Франции количество начальных школ в 1794 г. доходило до 8 тыс. В России же
в среднем училось лишь два человека из тысячи.
Социальный состав учащихся в
общеобразовательных школах был чрезвычайно пестрым. В народных училищах
преобладали дети мастеровых, крестьян, ремесленников, солдат, матросов и т. д.
Неодинаков был и возрастной состав учащихся — в одних и тех же классах
обучались и малыши и 22-летние мужчины.
Общераспространенными учебниками в
училищах были азбука, книга Ф. Прокоповича “Первое учение отрокам”,
“Арифметика” Л. Ф. Магницкого и “Грамматика” М. Смотрицкого, часослов и
псалтырь. Обязательных учебных программ не было, срок обучения колебался от
трех до пяти лет. Прошедшие курс учения умели читать, писать, знали начальные
сведения из арифметики и геометрии.
Немалую роль в развитии просвещения в России сыграли так называемые солдатские школы — общеобразовательные училища для солдатских детей, преемники и продолжатели цифирных школ петровского времени. Это — наиболее рано возникшая, самая демократическая по составу начальная школа